Июнь 09, 2007

Иеромонах Пантелеимон - Козни бесовские

Иеромонах Пантелеимон

КОЗНИ БЕСОВСКИЕ

© Иеромонах Пантелеимон (Ледин), текст, 1997 Изд. Православный Фонд “Благовест”, 1997, М.

ОГЛАВЛЕНИЕ

От издателя ЗНАКОМСТВО С БАТЮШКОЙ СКОРБИ И ИСПЫТАНИЯ НА ОТЧИТКЕ ЧТО ЛЮБЯТ БЕСЫ И ЧЕГО БОЯТСЯ ОДЕРЖИМОСТЬ - БОЛЕЗНЬ ВЕКА ЛЕГКОЕ БРЕМЯ ОСВЯЩЕНИЕ “НЕСПОКОЙНЫХ” ДОМОВ УТРАЧЕННАЯ ГАРМОНИЯ ЗАЗЕРКАЛЬЕ ЗА ЧТО ВХОДЯТ В ЧЕЛОВЕКА БЕСЫ? ВРЕМЯ ТЕРЯТЬ НЕЛЬЗЯ СОВЕТЫ ОДЕРЖИМОМУ ОБ “ИСЦЕЛЕНИИ” ЧЕРЕЗ КОЛДОВСТВО СТРАХ ГОСПОДЕНЬ КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ ПОСТ И МОЛИТВА ВОДОСВЯТНЫЙ МОЛЕБЕН ПАЛОМНИЧЕСТВА У ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ О ПОЛЬЗЕ ОТЧИТКИ ДВЕ УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ПОСЛЕСЛОВИЕ

Упорное неверие в злых духов - есть настоящее беснование, потому что идет наперекор истине, наперекор откровению Божию. Господь пришел на землю именно для того, чтобы разрушить дела диавола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие в мир Сына Божия было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас, и здравый смысл, история жизни святых и история всех народов удостоверяют нас в бытии злых духов... Я видел и настоящих бесноватых, в которых вселились бесы, по неисповедимым судьбам Божиим, и производили в них умственное помешательство, произносили через них страшные хулы и сквернословия; видел, как ужасно бросали они одного несчастного из угла в угол как нудили его лезть на стену и пр. Таковых, думаю вместе с Апостолом, Бог предал сатане на измождение плоти, да дух спасется (1 Кор. 5:5). Святой праведный Иоанн Кронштадтский

От издателя

Предлагаемая вашему вниманию книга посвящена острейшей проблеме современности - стремительному росту среди людей духовных заболеваний. Её автор, иеромонах Пантелеимон (Ледин), имеет немалый опыт экзорцизма или, как чаще всего принято говорить, отчитки - изгнания злых духов из людей, или одержимых. Отношение в нашей Церкви к практике отчитки, как известно, не однозначное. Некоторые считают, что экзорцизм - удел избранных, требующий особого дара. Другие - в том числе о. Пантелеимон, сам, безусловно, обладающий удивительной способностью распознавать в людях духовную повреждённость, - придерживаются прямо противоположного взгляда. Отчитывать, полагают они, может и должен каждый священник. Особенно в наше время, когда здоровье духовное (а соответственно, и физическое) становится едва ли не музейной редкостью. Впрочем, автор взялся за перо не ради того, чтобы отстоять своё мнение. Не будем и мы уклоняться от темы, вдаваясь в непомерное исследование проблем, связанных с отчиткой. Напомним лишь небезынтересные в этой связи слова преподобного Амвросия Оптинского, который говорил, что отчитывать бесноватых может каждый, имеющий произволение плюс добрую жизнь. И пусть читатель не смущается обилием содержащихся в книге материалов, связанных с практикой отчитки. Это не призыв увидеть в экзорцизме лекарство от всех бед. Отчитка - не панацея. Именно эту мысль последовательно проводит иеромонах Пантелеимон. Если человек не пересмотрит свою жизнь по заповедям Божиим, не воцерковится, не начнёт регулярно прибегать к святым таинствам исповеди и причастия, соблюдать посты - надежды на исцеление у него нет. Точно так же, как и нет гарантии сохранить здоровье, если он ещё им обладает. Да, вот этот призыв - очнуться от губительной спячки, прийти в разум - действительно звучит с каждой страницы книги. Очнуться и увидеть в истинном свете себя и окружающий мир, обнаружить, наконец, что исконный враг рода человеческого, диавол, в отличие от нас не только не спит, а и не дремлет. И всю свою неимоверную силу (вспомним, как сказано у преподобного Силуана Афонского: малейший из них мог бы, если бы попустил Господь, усилием одного своего когтя перевернуть земной шар), весь свой изощрённейший ум направляет на одно: чтобы погубить нас. А мы - зачастую не имеющие даже элементарных знаний о духовном мире, лишённые покрова благодати - становимся его лёгкой добычей. “Ибо незнание наше, или стыдливое замалчивание, или даже отрицание бытия этой страшной силы делает нас перед ней совершенно безоружными, и она может вести нас, как овец на заклание, на погибель”. Так говорит известный проповедник нашей Церкви, старец Псково-Печерского монастыря о. Иоанн Крестьянкин. Хочется надеяться, что предпринятое издание многим откроет глаза на происходящее, даст ориентиры, вооружит необходимыми знаниями и главное - направит ко спасению.

ЗНАКОМСТВО С БАТЮШКОЙ

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения именем Моим будут изгонять бесов... Мк. 16:17 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Ин. 14:21 Лет двадцать тому назад в раздумье шел я по территории Псковского Кремля после службы в Троицком соборе: не было у меня серьёзного наставника - духовного отца. Священники, и даже опытные, не могли ответить на все вопросы, которые вставали передо мною, недавно пришедшим к Богу взрослым человеком, в “ветхой” жизни успевшим немало натворить. Охваченный невеселыми мыслями, нагнал я матушку Александру, мать одного местного священника. - Не желаешь ли поехать со мной завтра в N? - спросила она. - Там по четвергам проходит служба по болящим. - А я-то причем? - Очень полезно побывать, многое поймешь. - А мешать я не буду? - Что ты, - ответила старушка. - Напротив. Может, даже чем-нибудь поможешь. И батюшка там очень хороший. Поедешь? В назначенный час мы встретились, и полупустой автобус привёз нас в маленький городок с изумительными окрестностями. Недалеко от остановки - небольшой храм в честь Пресвятая Богородицы. Служба должна была проходить в уютном низеньком приделе с множеством икон, которые покрывали все стены до потолка. Батюшка, склонившись над аналоем, исповедывал. И вдруг, едва мы вошли, резкий мужской голос проговорил на весь храм: - Старая болтунья, будешь болтаться за язык подвешенная в аду! Голос исходил - не подберу более точного слова - из старой женщины, которая стояла у самой солеи, схватившись за решётку руками. Она не оборачивалась и не могла видеть, кто входит в храм. Священник пытливо взглянул на матушку Александру. Та, рухнув на колени и истово крестясь, забормотала: “Господи прости. Господи прости...” Оказывается, дорогой она кого-то осудила, и бесы тут же продемонстрировали свою осведомлённость и “принципиальность”. Очень много впечатлений было у меня в тот день! Впервые я присутствовал в храме на службе по болящим. Их собралось человек сорок, но, видимо из-за множества раздававшихся со всех сторон голосов, казалось, что больше. Я был потрясён всем происходящим. С клироса то и дело вещал бес-пророк, как сам он себя величал, постоянно напоминая: “Я - бес-пророк, прорицатель!” Говорил он через приятную на вид средних лет женщину. Когда она пела, то ничем не отличалась от других, но вот начиналась исповедь или проповедь, и бес тут же принимался за дело, громко изрекая предсказания о будущем, угрожая батюшке: - Мы с тобой разберемся, ты скоро здесь служить не будешь. Переведут тебя в глухомань - посмотрим, кто ездить будет, когда автобусы раз в неделю... Или рассказывал о поступках священника того прихода, откуда была прихожанка: - Ушёл из монастыря, чтоб жить по своей воле. Любит старинные вещи: из храма к себе в келью всё перетащил. Я его обличаю, так он меня гоняет. А я вот что придумал: стал обличать его во время Евхаристического канона - ему от престола не отойти, приходится выслушивать. То начинал хвастать, что всё знает о будущем, но не хочет говорить, чтобы мы не приготовились... Впервые лицом к лицу столкнулся я со злобной силой тёмных духов. Убедился в реальности их существования, увидел их лютое насилие над конкретными людьми и, кажется, до конца осознал слова Апостола: “Наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” (Еф. 6:12). С тех пор я стал иначе смотреть на духовную жизнь Церкви, да и окружающий мир вообще. Однако суровая картина, открывшаяся взору, не оставила гнетущего впечатления - я обрёл наставника, которого жаждало мое сердце. Встречу с батюшкой я воспринял как бесценный дар, и все дальнейшее подтвердило, что это было уготовано Промыслом Божиим.

СКОРБИ И ИСПЫТАНИЯ

Ученик. Дай точное и подробное понятие о прелести Что такое - прелесть? Старец. Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы - в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть - признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о прелести Искушения не заставили себя долго ждать. Всяческие напасти обрушивались со всех сторон - враг пытался запугать. Начальство на работе и раньше ненавидело за религиозные убеждения и старалось утеснить. К недоброжелательству я уж стал привыкать, но что началось после участия в молебнах... И это ещё полбеды. Вокруг вообще творилось нечто несусветное. На пешеходных переходах меня пытались задавить машины, почему-то проскакивающие на красный свет. Автобусы, в которых я добирался до прихода, ломались через каждый километр, а то и вовсе попадали в аварию... Наконец, появилось немало “доброжелателей”, которые говорили о моём духовнике: “Ты с ума сошел! Он же в прелести, он делает то, что не принято...” Моя некрепкая головушка шла кругом. Но, по молитвам батюшки, все вражьи козни рассыпались, не причиняя вреда и даже принося пользу - помогали увидеть свое несовершенство. Засыпая наставника вопросами, я с удивлением замечал, как в душе водворяется спокойствие. Отче с огромным терпением разрешал все мои недоумения, растолковывал, приводил цитаты из Священного Писания и от Святых Отец. Передо мною открывался неведомый мир! Жизнь Церкви обретала выпуклость, объём, многомерность. Уходили примитивно-упрощённые представления о таинствах, обрядах и требах. Я начал ощущать, как сказал бы Серафим Роуз, 2 “аромат истинного Православия”. Иначе стал читать жизнеописания подвижников благочестия и жития святых. Красота и величие их подвига заворожили душу. Святые отцы вышли победителями в многотрудной духовной брани с невидимым противником брани, к которой призван каждый из нас. Их мудрые советы сделались для меня сладкой манной, неизъяснимым утешением. Я не пропускал почти ни одной службы по болящим. Работа (суточные дежурства в реанимационном отделении городской больницы) оставляла достаточно времени для поездок в любимый храм. Помогая настоятелю, подавая ему кадило или читая по благословению молитвы, я горячо взывал ко Господу об исцелении несчастных. Видя, как они катаются по полу, бьются в судорогах, шипят и лают, страстно желал я, чтобы здесь, на моих глазах, вышел бес, как это описывается в житиях святых. Я был безмерно расстроен, когда, пропустив из-за дежурства службу у батюшки, узнал на следующий день, что из одной болящей во время отчитки выскакивали лягушки. Прошлепав одна за другой немного по полу, они исчезали... Очевидцем ещё более впечатляющего изгнания бесов оказался мой хороший знакомый. Сначала во время отчитки больная каталась по полу, а бес кричал, что не выйдет ни за что, что ему, бесу пьянства, все служат. Потом женщина захрипела, стала судорожно биться, и вышли три беса: один большой, более двух метров ростом, и два поменьше. Они были черные, как негры, почему-то с веревками на шее. Все присутствовавшие ясно видели, как они ушли в раскрытое окно храма... Увы, опять это случилось без меня. Мне, разумеется, объясняли, что исцеление может происходить постепенно, что враг исходит даже потом... Но... так хотелось стать свидетелем зримого, окончательного избавления человека от насилия духа тьмы! Как я был наивен. Я присутствовал и не видел, слышал и не понимал. Лишь спустя годы я смог оценить всю грандиозность той работы, которую совершает священник в борьбе за душу болящего. Ведь прежде чем исцелить, нужно научить человека жить по-христиански, иначе в дальнейшем может произойти худшее. Известны случаи, когда исцеленные вновь заболевали из-за своей духовной невнимательности, причем часто - сильнее прежнего. Исцеление больного непременно должно включать, условно говоря, два периода. Первый - обучение основам духовной жизни, привыкание к ритму богослужения и освоение правил поведения в храме и вне его. И второй - собственно работа над изгнанием беса. Последнему же очень способствуют частая исповедь и причастие, соприкосновение со святыней, паломничества.

НА ОТЧИТКЕ

(Из личного архива) Фрагмент газетной публикации об известном петербургском священнике “Служба началась. Люди сбились в кучу, чтобы лучше слышать о. Иосифа. Было тихо и хорошо... Вдруг раздался дикий, прямо-таки звериный вой. Он тянулся так долго и на такой высокой ноте, что казалось - так не способно кричать живое существо. “Может, это сирена?” - подумала я и оглянулась. За моей спиной стояла женщина в черном платке. Лицо ее было бессмысленным, глаза остановились... И тут началось! Я оказалась в самом эпицентре беснования. Со всех сторон доносились вопли. Рядом женщина остервенело билась головой о выступ. “Мужчины, помогите!” - раздался крик. У пожилой грузной женщины случился припадок: руки и ноги ее скручивала и разбрасывала какая-то страшная сила - женщину было не удержать. Она мычала и отбивалась от кого-то невидимого, лицо ее было залито потом. Ни за что не хотелось верить, что все это происходит на самом деле и всерьез, но сомнений быть не могло - я видела неподдельные страдания людей. . Бесам явно не нравилось в этом храме “Опять приволокла сюда,” - вырывался из женщины хриплый мужской голос. Я уже начала понимать, что она тут ни при чем это бес, сидящий в ней, ее же и ругает. К концу службы бесы совсем “взбесились” “Не заклинай, Оська, не заклинай!” - орали они. Изо всех углов церкви хриплые расхлюстанные голоса изрыгали матерщину. Отец Иосиф принялся кропить прихожан и болящих святой водой. Когда она попала на лицо бесноватой, стоящей рядом со мной, та отключилась и стала падать на спину... Одна девушка никак не могла прийти в себя, и помощники просили о. Иосифа почитать над ней дополнительно. Священник начал читать. Мы стояли в полутора метрах от бесноватой. Вдруг все ощутили сильный запах жжёной серы. “Смотрите, у неё из ноздрей идёт дым!” - вскрикнул кто-то. Мы и вправду разглядели тоненькую черную струйку “Бес выходит!” - прошептал кто-то...”

ЧТО ЛЮБЯТ БЕСЫ И ЧЕГО БОЯТСЯ

Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть Иак. 1:15 Лукавая воля вводит меня во грехи, а когда согрешу, то слагаю вину на сатану. Но горе мне! Потому что во мне причина. Лукавый не заставит насильно меня согрешить. Грешу я по своей воле, почему же слагаю вину на лукавого? Преп. Ефрем Сирин Не столько заботится дьявол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха и оставались грешниками. Свт. Иоанн Златоуст

Узнал я, что бесы имеют свои пристрастия, наклонности, прихоти, как и люди. Свои “вкусы”. Конечно, есть общее, но много и индивидуального, по страстям. Невольно мне вспоминались описанные в святоотеческой литературе прохождения мытарств: 3 действительно, бесы собраны в легионы по грехам. Абсолютно все бесы ненавидят исповедь. Точно так же они не терпят и проповедь, научающую правильной православной духовной жизни. Это даже видно по ним, точнее, по болящим: если проповедь пространна - общая, построена на внешних красотах и много в ней воды, она не затрагивает бесов. Мало того, они начинают проявлять к ней интерес, размышляя, как бы им через похвалу ввести проповедника в самомнение. У некоторых болящих начинают тогда специфически блестеть глаза: бес заинтересован и обдумывает. Зато краткие, простые, доходчивые проповеди, научающие от Святых Отец духовности, призывающие к покаянию и объясняющие, что является грехом и как его избегать, вызывают у бесов ярость. В храме начинается “их” шум: чихание, кашель, крики, стоны... - Прекрати, надоел, - раздаётся со всех сторон. Но особенно противны бесам поучения о смирении и терпении. Даже простые бесхитростные описания страданий за веру, за Христа для них непереносимы. Помню, была в нашем храме очень хорошая староста - простая, скромная, тихая старушка. Имела она нелицемерную любовь к храму, к служителям алтаря Христова, к ближним и была удивительно скромна и незаметна. Умерла по-христиански тихо, немного поболев... Написал я записочки с её именем и, раздав болящим, попросил помолиться за упокоение её души. Бесы проявили завидную солидарность: они не давали произносить её имя, обзывали “противной, вредной старухой”, а один бес заявил: “Не буду за неё молиться - смиренная была”. Больные не знали, кого они поминают, бесы, сидящие в них, знали наверняка. Не нравится бесам простота и скромность жилища, уютный молитвенный уголок, лампадки у икон, святыни... И наоборот, бездушная современная мебель, светские библиотеки в доме, особенно, подборки детективов и фантастики, пустые ненужные картинки на стенах, коллекции марок, монет, спичечных коробок, сигарет, пивных банок и тому подобное - все это радует их. Есть предметы и вещи, которые особенно привлекают бесов в квартиры и дома. Это плакаты с обнаженными фигурами, книги по йоге, оккультизму, астрологии, сонники, маски, фигурки языческих божков. И, конечно, телевизор. По поводу телевизора всегда разгораются споры с болящими, они не желают расставаться с ним, и дело здесь, думаю, не только в привычке. Телевизор - это порабощение души и ума. Бесы хвастают, что живут в нём и через него успешно действуют на людей. Особенно пагубны фильмы ужасов, эротика и остросюжетная фантастика, рок-концерты и всевозможные шоу. Недостойное поведение обитателей квартир, скандалы, пьянки, разврат, драки, матерная брань, укрывание ворованных вещей - тоже прекрасная питательная среда для духов злобы. В доме, где такое происходит, человеку, если он хочет исцеления, жить нельзя! Создание нужного духовного климата - первая необходимость.

ГОВОРЯТ БЕСЫ (Из записной книжки) - Это мы на молитве наводим на вас сон, уныние, страхование, чтобы отвести от беседы с Богом! Мы можем раздражить вас даже какой-нибудь волосинкой или букашкой. - В мирские книги, журналы, газеты мы поместили изображения ваших святых! А рядом из чёрной магии заговоры пустили! Вот и ставят люди кастрюли и тому подобное на угодников Божиих, а то и вообще выкидывают в уборную! - Мы даже малое берём во внимание, всё пишем, чтобы запнуть на мытарствах. - Люблю тех, кто услаждается мороженым и пивом. - Тремя грехами мы сейчас взяли весь мир: блудом, богатством и пьянством. - Некоторые говорят: “Что заслужим, то и получим”. Говорят, а не знают, какая там мука и что оттуда не выйдешь, сколько ни плачь. Никто не услышит. - Но особенно мы действуем через телевизор. Телевизор - вот вся твоя “святыня”. - Это мы устраиваем ссоры между людьми. - Мы записываем каждую худую мысль, с которой вы согласились, посочувствовали ей, и ставим в хартии (так они именуют свое “досье” на нас - ред.) точки. Мы записываем каждое ваше слово. Когда вы молитесь, мы зорко следим за вами. - Это мы внушаем вам, что из ада нельзя вымолить. - Все веры, кроме Православной, все у нас в аду находятся. - Люблю женщин с золотыми серьгами в ушах, на высоких каблуках, в коротких юбках или мужских брюках. - Не нравятся мне любящие святыню. - Через покаяние грехи в наших хартиях стираются, но большие изглаживаются только через слёзное покаяние. - Стоят в храме, а думают о доме! А я-то рад и в хартию пишу! - Умершие без крестов - все у меня, в аду. - Мы сейчас совсем запугали верующих колдовством, пускай забудут, что на всё воля Божия. - Очень люблю, когда церковные или домашние тайны выносят наружу. - Люблю, когда верующие рассказывают, чем духовник утешил. Просто замечательно, когда своё откровение духовнику они и от других не таят. - В последнее время особенно усиливаемся нагонять уныние. Чтобы роптали на Бога. - Мы забиваем голову мыслями о будущем, только бы о Боге и о грехах не думали и не каялись. - Это мы внушаем ропот, даже на погоду. - Особенно не люблю книги старческие (святоотеческие - ред.), они меня насквозь прокалывают. Это я внушаю к ним отвращение. - Очень боюсь тех, кто добрые дела делает втайне, я учу всё выставлять напоказ. - Кто за врагов молится, тот нас с ног сшибает. - Духовные книги - лучшая милостыня за усопших. Никому об этом не говори. Пусть не знают. - Ненавижу терпеливых на молитву. - Когда человек кается в грехах, тогда сети наши разрушаются. - Не люблю, когда трое вместе молятся. Потому что Бог сказал: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я среди них”. - Ух, как я рад, что столько стало бесноватых. - Очень мне нравится, когда на исповеди грехов не называют, а каются “вообще”: делом, словом, помышлением... - Люблю, когда священники службы и требы сокращают и когда служат ради славы, наград и денег. - Люблю тех, кто, крестясь, крест кладёт кое-как. - Люблю, когда служат панихиды по неверующим. - Не терплю доброту и ласку. - Не люблю тех, кто держит изображение старцев и подвижников и молится за них (особенно на проскомидии). - Люблю захваченных суетой, до Бога ли им? - Люблю когда в храм женщины приходят накрашенные и без платков. - Люблю в церквах новшества: когда на русском языке читают Евангелие, когда, из-за перевода времени, на час раньше Пасху служат. - Люблю жадных до святых книг: сами не читают и другим не дают. Таких очень люблю! - Вы меня очень радуете, когда неразумно откровенничаете. - Люблю, когда выбалтывают, что сказал духовник на исповеди. - Люблю по судам тягать, в страх загонять. - По моему совету некоторые священники во всем, даже в деле Божием, подчиняются матушкам. - Нравится мне, когда святыней не дорожат и небрежно с ней обращаются. - Радуюсь, когда на могилах ставят памятники, а не кресты, когда вешают фотографии умерших, а не иконы. - Люблю таких, которые подходят причащаться без крестов, не прочитав молитвенного правила, не простив обидчиков. - Просто замечательно, когда священники на исповеди о помыслах почти не говорят, а в великих грехах, как пролитие Святых Тайн, не каются архиерею. - Ненавижу священников, которые спасают и приводят к Богу. - Вы что же, думаете, мне могут нравиться те, кто ради Бога пьёт один кипяток или заваренную траву, а не чай или кофе? - Не люблю воду из святых источников, не люблю, когда на ней готовят обед и заваривают чай. - Теперь любят делать добро так, чтобы о нём все знали. Никто не хочет на небе награду получить, только бы здесь, на земле. - Люблю вещи, которые дарят со страстью с жадностью, с завистью. - Люблю, когда священные книги истолковывают по-своему, не обращаясь к святым отцам. - Особенно боюсь тех, кто непрестанной молитвой занимается. - Не люблю осознающих своё недостоинство. Да кто сейчас такие чувства и мысли имеет? - Очень тяжело мне покаяние подробное.

ОДЕРЖИМОСТЬ - БОЛЕЗНЬ ВЕКА

Всякий связывается узами своих грехов. Вяжет нас узами обольщение плоти, есть узы сребролюбия, пьянства, похоти, гордости. Есть и узы диавола, который связывает нас узами беззаконий, таковы узы блуда и прелюбодейства, узы вероломства, когда отвергаются Христа, узы неверности, когда изменяют и брату, узы жестокости, когда убивают подобного себе. Связанный этими узами склоняется так, что не может возвысить своей души, не может поднять взоры ума к небу, если Господь не простит ему грехи, не воздвигнет его даром Своего благословения. Свт. Амвросий Медиоланский

Беснование - явление не новое в истории человечества. Из глубины веков дошли до нас свидетельства об одержимых. Немало примеров насилия бесовской силы над людьми содержится и в Писании. Это рассказ о бесноватом, которого злой дух, желая погубить, бросал то в огонь, то в воду; о женщине, восемнадцать лет находившейся в узах диавола (согбенной); о двух одержимых, живших в гробах (каменных пещерах) и разрывавших страшной бесовской силой цепи, которыми их пытались связать... Перед первым Пришествием Спасителя на землю беснование было распространено в ужасающих размерах - из-за отступления людей от Бога. И сейчас, накануне второго Пришествия, как и две тысячи лет назад, беснование разрастается наподобие эпидемии. Причина та же вновь люди отвернулись от Бога, забыли небо, забыли вечность. Много лет назад попала мне в руки книга современного православного архиерея. В ней автор пытался привлечь внимание к очень тревожному факту умножению в людях страшной духовной болезни - одержимости. Тогда я не придал словам пастыря особого значения. Но прошли годы, и мысли архиерея все чаще и чаще всплывают в моей памяти. Ныне болезнь достигла поистине катастрофических масштабов, одержимость перестала быть редкостью даже среди священнослужителей и членов их семей. Что же такое одержимость? Как проникает бес в человека? Приведу слова священника Родиона: “Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому, как входит в него воздух... Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душой и телом. Такие болезни исцеляются только силой Божией, путем изгнания духа злобы”. 5 Многие авторы делают различие между понятиями: одержимость - это, мол, подверженность человека какой-либо страсти, а беснование - когда духи злобы вселяются в человека за коснение в этих страстях. Я бы не стал проводить столь резкую черту. Вселение злого духа не всегда происходит ощутимо. Кроме того, бес зачастую проявляется не сразу, и формы его насилия могут быть разнообразны. “Есть вселение духов необнаруживаемое, скрытное; есть также власть духов над умами, помимо тела, когда они водят их, как хотят, через страсти, в них действующие; люди думают, что они все сами действуют, будучи посмешищем нечистых сил” - говорит свт. Феофан Затворник. Явный признак одержимости, по словам одного опытного священника, - когда человек теряет разум. Часто через него тогда говорит - а то и лает, воет, шипит, ругается матом - нечистая сила. Сознание в этакие моменты чаще всего отключается, и несчастный даже не знает, что вытворяет “его” бес. В других случаях человек осознает себя во время припадков, слышит, как в нем кричит бес, но ничего поделать не может. У некоторых меняется не только голос, но меняются и глаза. Но есть и множество разновидностей скрытого, неявного беснования. В чем проявляется оно в человеческой жизни? В отдалении от Бога и Церкви, в пьянстве, разврате, тяге к извращениям. Настоящая одержимость - там, где человек порабощён грехом. Особенную власть бес имеет над неверующими, но и верующим может досаждать. Огромное количество людей и не подозревают, что одержимы бесом. Человек до поры до времени может думать, что у него всё в порядке, просто стал немного раздражительнее. А приходит в церковь - и вдруг начинает биться в припадке. Одержимость часто выявляется, когда подходит человек к благодатным святым мощам, к чудотворным иконам, когда его кропят святой водой, помазуют освященным елеем, когда звучит на Божественной литургии Херувимская песнь, но особенно - во время чтения заклинательных молитв на изгнание злого духа. Вот какой случай вселения беса зафиксирован в книге известного духовного писателя С. Нилуса: “Я задумался, - пишет Мотовилов, - как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых и Животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: вздор! этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!” И в это самое мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно стиснутые уста. Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда и смрада вползающего в него облака, оно вошло в него всё, несмотря на все его нечеловеческие усилия. Руки были точно парализованы и не могли сотворить крестного знамения, застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительно-ужасное совершилось, и для Николая Александровича наступил период тягчайших мучений”. 6 Описанный случай, выразительный сам по себе, позволяет взглянуть на проблему ещё в одном ракурсе. А именно: оценить те изменения, которые произошли с нами за небольшой, в сущности, отрезок времени - примерно полтора столетия. Ещё в прошлом веке случаи одержимости были редкостью среди нашего народа, и что характерно - воспитанные в православных традициях, люди с большим сочувствием относились к таким больным, с искренним состраданием. Сейчас все в корне изменилось: наша жизнь до краёв наполнена бездушием, злорадством и глумлением, особенно по отношению к подобным больным. И это при том, что духовно здорового человека у нас что называется днём с огнём не сыщешь. Одержимых сейчас сотни и тысячи, чаще всего - одержимых не одним бесом, а несколькими, не за какой-либо грех даже, а за сам образ жизни, глубоко порочный. А Мотовилов, “служка” преподобного Серафима Саровского понёс суровое наказание за одну? единственную гордостную мысль... Итак, греховностью мы приготовляем в себе место злым духам, которые начинают жить в нас “по праву”, как в своём жилище. А с другой стороны, колдуны, слуги сатаны, пользуются тем, что люди не защищены силой Божией. Но нужно сказать со всей определённостью: мы сами виноваты в своих бедах.

Вот рассказ одной из моих прихожанок: “Мне посоветовали обратиться к одному деду, который заговаривал и “помогал”, как мне объяснили. А болел у меня кишечник, но врачи ничего не находили, кроме большого количества слизи в нём. Приходила я к деду один раз в неделю, приносила бутылку водки и пачку масла, над которыми тот что-то шептал. Потом наливал грамм сто пятьдесят, я их выпивала и ложкой масла закусывала, после чего ложилась на топчанчик и отдыхала, т. к. пьянела. Дед же с бабкой допивали остальное. Однажды бабки не было, и дед оставшуюся водку выпил один. Бабка, придя домой, обнаружила, что обделена и очень злилась поэтому. Налив воды в стакан, она долго шептала над ней, потом подошла ко мне, лежащей на топчане, протянув стакан, приказала выпить, что я и сделала. Злорадная улыбка осветила лицо старухи “Ну, ты меня теперь долго будешь помнить” Придя домой, я очень плохо себя почувствовала, болел желудок, что-то там шевелилось, и вдруг, помимо своей воли, я начала лаять, и довольно громко. Соседи позвонили и вежливо поинтересовались “Вы собачку купили?” Я пришла в ужас. Кто-то подсказал поехать в Печоры к о. Адриану. Только там я поняла, что со мной произошло” В одной из деревень Псковского района я исповедывал и причащал на дому мужчину со страшной раной на лице: левая щека у него отсутствовала, из зияющей раны торчала десна с зубами. Все это было у него заткнуто ватой и обвязано повязкой. На мой вопрос, что с ним, он рассказал “Несколько месяцев назад на щеке у меня выскочил маленький прыщик. Я его выдавил, не обратив особого внимания. Через день или два зашел в наш сельский магазин, разговариваю со старухами ждем хлеба. Вошла пожилая баба из соседнего села, подошла к прилавку, взяла с подноса селедку и вдруг ударила меня ею по щеке. Бросила селедку обратно на поднос и выбежала из магазина. Я мужик смирный, не буян, не грубиян, пожал плечами “Что с ней такое случилось?” - да вскоре и забыл. Только после этого стала гнить у меня щека, врачи понять ничего не могут, лекарства не помогают” Чувствую, напала на вас тоска и безысходность всюду бесы и колдуны, нет никакого спасения. Совсем не так. И в подтверждение расскажу еще один случай. К батюшке приехала группа верующих за советом духовным и просьбою молитв. Поговорив со старцем, хотели взять благословение на обратный путь “Давайте помолимся”, - остановил он и только после молитв “О путешествующих” благословил уезжать. После их отъезда бес, через стоявшую рядом больную, завопил “Зачем молился? Все нам испортил! Наши уже встречали их на повороте шоссе с наговоренной землею, чтобы аварию сделать”

КАК ОТКРЫВАЛИСЬ В ЛЮДЯХ БЕСЫ (Из записной книжки)

Одна женщина попросила меня дать ей мою тетрадь с выписками из святых отцов о смирении, пообещав переписать ее в нескольких экземплярах. Когда она приехала в другой раз, в ней открылся бес, который залаял собакой. Выявило его смирение. * * *

Приехал болящий в наш храм. Мы стали молиться о нём, и вдруг он завыл сиреной. Беса спросили, за что вошёл в этого человека. Оказалось, за ловлю и продажу рыбы в воскресные дни и праздники. * * * Женщина лежала в больнице, и однажды пришла навестить ее верующая, которая всегда носила в сумке святую воду, Евангелие, просфору, Псалтирь и молитвослов. Бес сразу учуял святыню и закричал устами болящей “Оружие в сумке! Оружие у нее!” * * * Как-то приезжает ко мне верующий со своей женой и рассказывает следующее “Отправились мы к преподобному Серафиму Саровскому в Дивеево. И вот, после целования мощей, бес открылся в моей жене. Сейчас дорогой он говорил обо всём” * * * Один монастырский батюшка, который отчитывал одержимых, шёл по территории обители. В это время приехали трое важных начальников. Когда они поравнялись с батюшкой, один из них вдруг запел петухом * * * Приехала из Москвы одна певица. Когда на неё был накинут священный пояс, в ней открылся бес. Оказывается, ранее она работала в кукольном театре, и когда на Пасху принимала участие в представлении, с ней впервые случился припадок. С того времени припадки стали постоянными. * * * На другую женщину тоже был накинут священный пояс. Бесноватая повалилась. Тогда священник вопросил беса - За что вошёл? - Ела, пила и не крестила, - последовал ответ * * *

Двое супругов привезли в монастырь отчитать младенца. Когда священник стал читать заклинания, ребёнок начал гримасничать и плакать, но что самое неожиданное - бес вдруг заговорил и в матери * * *

Вот какое воспоминание оставил схиигумен Иоанн Валаамский:

- У меня был брат, жил в Петрограде, держал трактир, торговал хорошо, а я в то время жил на подворье Валаамского монастыря. Однажды приходит брат ко мне. Когда он вошёл в келью, то почему-то стал очень волноваться. Я посадил его на стул, а вверху были иконы с мощами, вдруг брат вскакивает со стула и кричит. “Гадкие, гадкие иконы!” - и побежал из кельи. Я остался в недоумении что это такое с ним случилось? Неужели бесноватый? Оказалось, что действительно - бесноватый. На следующий день пошел я к нему, жена его и говорит “Когда он пришел домой, очень взволнованный, то стал кричать, что больше никогда не пойдёт к вам, там гадкие иконы. А когда я читаю ему что-либо из Евангелия, он тревожится “Не говори это мне”. Если покропить еду святой водой, он уже не будет есть, хотя и не видел, что кропили” * * * Приехала в храм начальница железнодорожной станции. Когда стали молиться, бес сразу дал о себе знать. Я спрашиваю: - А знаете ли, что в вас сидит бес? - Да. Однажды я пришла к матушке приходского нашего священника. Она в это время читала Евангелие, бес и проявился. Как-то собрались верующие помолиться вместе в доме святому мученику Вонифатию. Во время молитвы в одной верующей открылся бес, он заговорил. * * * Был такой же случай. Собрались помолиться общей молитвой, которая вообще сильнее одиночной. У хозяйки дома, в котором молились, в иконе была частица святых мощей. Бес и открылся, сказав, что чувствует в доме святыню. * * * У нас в храме был крест с частицей Животворящего Креста. Приехали четверо верующих женщин помолиться. Когда я вынес крест для целования, то, поцеловав его, первая упала. Я подал крест второй - она упала на первую. Третья упала на вторую. Четвёртая - на третью. Крест показал, что все четверо духовно больны. * * * Как-то подошла причащаться одна верующая, и вдруг скулы её широко раздвинулись. Это движение ясно показало, что она больна. Много было и таких, которых, наоборот, невозможно было подвести к Святым Тайнам. * * *

Однажды пришла женщина в соборный храм во время богослужения, и в ней открылся бес, она вдруг закружилась. * * * Водитель “скорой помощи”, мужчина лет сорока, жизнерадостный и полный сил, отправился с экскурсией осматривать достопримечательности одного старинного города. По нужде зашёл в заброшенный храм, нагадил там, запачкал стены, а потом со смехом и богохульствами рассказывал об этом своим друзьям. Вернувшись домой, почувствовал боль в животе, обратился к врачам. Они ничего не обнаружили. Начались обследования, анализы - и всё безрезультатно. Приехал в храм и на службе захрюкал. Тогда он многое понял. * * *

В Никольский соборный храм пришла женщина и подошла к Распятию; неожиданно в ней закричали как бы сто голосов, и она упала. * * * В Крестопоклонную неделю был вынесен для поклонения Святой Крест, в котором содержалась святыня. Все подходили и прикладывались, но когда приблизилась одна женщина, бес в ней заговорил разными голосами и не дал приложиться ко Кресту. Так и ушла, не поцеловав креста. * * * Года четыре назад приехали к нам верующие, мать с дочерью, откуда-то издалека. Разговаривая с ними, я перелистывал “Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости”. Дело было летом. Мы сидели на скамье напротив храма. Когда я открыл статью “О старце Вырицком Серафиме”, где он был изображён в схимническом облачении, одна из приезжих, дочь, зашипела на старца, как змея. Видно, крепко не любит бес прозорливого Серафима. * * * Как-то, уже давно, приезжает ко мне одна девица и жалуется: родители говорят, что она бесноватая. Спрашиваю: - А на отчитке была? Что она показала? - Ничего во мне не нашлось. Стал я её проверять, но тоже безрезультатно. - Приди завтра, у нас будет специальная обедня по болящим не откроется ли тогда бес, если он есть в тебе? И что бы вы думали? На другой день во время обедни бес таки в ней проявился. Нужно было видеть, как он ходит то подымается грудь, то колышется живот. Но бес сразу её “увёз”, больше она никогда у нас не показывалась.

ЛЕГКОЕ БРЕМЯ

Близость с Господом познается не по плотскому сродству, а по тщательности в исполнении воли Божией. Свт. Василий Великий Любящим Бога удобен и приятен труд исполнения заповедей, потому что любовь Божия делает подвиг легким и вожделенным. Преп. Макарий Египетский Заповеди Божии выше всех сокровищ мира Преп. Исаак Сирин Господь положил заповеди из любви Своей к нам, по неизреченной Своей милости, для нашей же пользы. Выполнение этих заповедей для нас легко. Господь Сам это свидетельствует в Евангелии от Матфея: “Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть”. “Отчего же нам трудно их выполнять?” - спросите вы. Из-за эгоизма, самовлюбленности и непривычки себе в чем-либо отказывать. В нас нет любви к Богу, мы забыли, что являемся христианами, воинами Христа. Отступничество наше от Господа страшно и всесторонне. Мы часто переходим в стан врага, даже не замечая этого, вернее не желая замечать.

В таинстве крещения мы отрицались сатаны и всех дел его и обещали Господу выполнять только Его волю. Обещали отвергнуться себя и каждый шаг, любой поступок совершать во Имя Христа, по канонам и правилам Святой Православной Церкви. На деле совсем не так. Есть молитвы на освящение любой вещи и на всякий случай - мы ими пренебрегаем, есть Таинства Церкви - мы к ним не приступаем, есть Богослужение и молитвенные правила - мы в них не участвуем, есть пост и воздержание - мы не соблюдаем этого. Запускаем себя до такой степени, что враждебность ко всему церковному становится нормой нашей жизни. Так мы, сами того не замечая, отказываемся от Христа. Часто спрашивают: - Как избавиться от беса, как изгнать его? - Исправляйте жизнь свою, становитесь настоящими христианами. Чтобы бесу самому невозможно было в вас находиться. - С чего же начать? Обычно я подвожу вопрошающего, если разговор происходит в храме, к полкам с книгами. Недостатка в духовной литературе сейчас, слава Богу, нет. И о посте, и о молитве, и о подготовке к исповеди - практически на любой вопрос желающий спасти свою душу найдёт ответ. К бесценному духовному сокровищу имеет доступ наше поколение. И что же? Отсутствующее, безразличное выражение чаще всего обнаруживаю я на лице “желающего спастись”. Всё понятно: это не интересно, долго и скучно. Требуется что-то захватывающее, увлекательное и главное - не длинное. Как при простуде: принял таблетку, и все прошло. А здесь - читай, изучай, а потом еще и выполни, иначе совесть будет обличать... Не нахожу порою слов, чтобы выразить удивление этой апатией, этим нежеланием знаний единых на потребу. Почему такое происходит? В чем причина столь жуткой духовной анемии? Мне думается, таков итог затянувшегося богоборчества русского человека Богоборчества, превратившего его в духовного мутанта. По характеру своему добрый и отзывчивый, сострадательный и щедрый, желающий встречи с Богом и стремящийся к святости, он, народ-богоносец, как его звали раньше, в результате превратился в ничтожество, порабощенное пороками и бесовщиной.

Как бы вы поступили, если бы придя в свой дом, увидели распоряжающихся в нем без всякого спросу посторонних людей? А как поступить Творцу и Владыке космоса и земли, когда Он видит, как мы попираем все духовные законы и правила?! Вот Он и попускает нечистым духам вселяться в нас, наши дома, жилища, животных. Чтобы увидев это, мы одумались и исправились. Только вместо плача и покаяния мы, священники, часто слышим ропот и возмущение: “Ведь мы не знали!” Неправда, не хотели знать, боялись узнать, чтоб не выполнять. Мы должны наконец понять, что не только каждый шаг наш, каждое деяние известны Богу, но ни одна мысль, ни одно движение души, ни одно расположение сердца - ничто не сокрыто от Него. Господь знает всё и видит, ангелы Божий, хранители наши, отошли от нас за грехи наши, бесы записали все наши дела и проступки в хартии свои... Чего же мы ждём, почему не спешим ко Господу с покаянием, почему не торопимся очистить душу свою в Таинстве исповеди? Без всякого оправдания, с сокрушением сердца, со слезами мы должны воспринять этот дивный Божественный дар, это Божественное чудо, могущее воскресить нас, переродить и исправить.

ОСВЯЩЕНИЕ “НЕСПОКОЙНЫХ” ДОМОВ

Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему. Лк. 19:9 Для начала два примера, как не надо поступать. Мужчина с семьёй переехал жить в Ленинградскую область, купив бывший финский хуторок. Строиться начал, как водится в наше время, без молитвы и благословения, да ещё для фундамента дома взял камни и плиты с могил заброшенного местного кладбища. Построился, пожил немного и умер, оставив дом детям. Но радости дом и им не принёс. Те постоянно жаловались, что в нём невозможно жить, тяжело и неуютно. В довершение всего, хулиганы раскопали могилу старика в поисках фронтовых наград... Другая история. Одна семья стояла в очереди на квартиру. Шли годы, очередь двигалась очень медленно. “Одно жульё везде”, - ворчал хозяин. Негодовал-негодовал да начал жалобы писать в разные инстанции. Так прошло ещё года два. Озлобленные, измотанные тяжбами, супруги наконец получили трехкомнатную квартиру. Въехали и устроили шумное новоселье. “Меня не проведёшь, - говорил пьяный хозяин, - кому угодно нос утру!” Месяца через три и свадьбу сына отпраздновали. Только счастья и тишины в этой квартире не было. Сын начал пить и постоянно ссорился с женою. Она то уходила к своим родным, то обратно возвращалась. Да и старики начали хворать.

- Позавидовали нам... Точно, что-то сделано, - говорила хозяйка мужу, - к бабке надо сходить, снять сглаз.

- Сначала сына нужно закодировать, - возражал старик, - тогда всё образуется. Сын пригласил своего приятеля Жору, который что-то смыслил в “биополях”. Тот подвесил обручальное кольцо за нитку и начал проверять квартиру. Кольцо то раскачивалось, то ходило ходуном под удивлёнными взглядами домочадцев.

- Смотри-ка, и точно что-то есть, - удивлялся старик.

- Сделано, сделано, - напирала хозяйка. Жора поддержал предложение сходить к опытной “бабке” и даже дал адрес. Выстояв огромную очередь, попали на прием, получили инструкцию: что и где посыпать, где и как окропить, какие заговоры прочитать. Выполнили всё тщательнейшим образом под наблюдением деда. Через полгода от рака скончался хозяин, следом за ним - жена. По квартире начали летать огоньки, передвигаться предметы... Сын с невесткою разменяли её, так как разошлись окончательно. Можно только удивляться таким “православным христианам”, их слепоте духовной, полному непониманию смысла жизни, пребывания своего на земле. Поведение их противоположно учению Христа, всеми делами своими они показуют, что стали врагами Его. Страшное омрачение! “Помогите, с квартирой творится что-то неладное, там невозможно находиться!” - очень часто в последние годы приходится слышать такие просьбы. На освящение “неспокойных” жилищ священники тратят всё больше сил и времени. Между тем, в требниках Русской Православной Церкви прямо указана последовательность наших действий: вначале “Молитва на основание дому”, затем “Молитва, егда кто имать внити в дом нов”, а только потом, если потребно, “Молитва о храмине, стужаемой от злых духов”. Существует чин на основание града, на освящение места под кладбище и так далее - практически на все житейские нужды. Всё это наши предки знали и выполняли, поэтому было редкостью вселение нечести в дома и бани, гумна и тока. У нас же, в сущности, получается не освящение жилища, а очищение его от непрошеных “квартирантов”, от всякой духовной мерзости. Почему же бесы расположились в наших домах? Всё просто, мы создали для них прекрасные условия. Посмотрим духовными очами на наше жилище. Чем мы привлекли к себе врага? Может быть, работали в квартире или на строительстве своего дома по воскресным и праздничным дням, когда, по правилам Церкви, обязаны быть на Богослужении? Да еще оправдывали себя, дерзко отвечали удерживавшим нас от такого безрассудства? Может быть, в доме курим или позволяем это делать другим? Устраивали попойки, допускали матерную брань, непристойные песни и разговоры? Кричали на родителей, требовали для себя лучшую комнату, притесняли при этом других и обижали их? При получении квартиры или строительстве дома обманывали кого-нибудь, расплачивались с рабочими водкой? Разрешали колдунам, экстрасенсам, биоэнергетикам, йогам, последователям Рерихов и Блаватской, мастерам неконтактного массажа и другим “целителям” приходить в ваш дом или совершать в нём магические действия? Проверяли биополя квартиры, гадали, играли в карты, занимались спиритизмом, вели в доме антирелигиозную пропаганду? Допускали в квартире развратные действия, занимались сводничеством, развращали малолетних или своим поведением подавали плохой пример им? Воскуряли восточные благовония: индийские ароматические палочки и т. д.? Всё, что здесь перечислено, как магнитом притягивает бесов в квартиру, поэтому, исповедовав совершённое, будем избегать в дальнейшем таких поступков. Но это только полдела. Оценим теперь должным образом интерьер нашего жилища. На полках книги еретического содержания, астрологические прогнозы, учебники неконтактного массажа, магии и т.д. На стенах плакаты эротического содержания, ритуальные маски, бесы, страшилища... Просто оторопь берёт: как люди не боятся Бога, как возлюбили грязь! На кухне, а то и в комнате, коллекции пивных банок, спичечных коробок, пачек от сигарет. В ванной залежи шампуней и кремов. Всё говорит о том, что тело здесь любят, холят и выполняют его прихоти. Только это самообман. Потакание страстям, чрезмерные заботы о плоти никогда не ведут к здоровью. Однако обратим особое внимание на хозяина сегодняшнего дома, кумира и любимца, - телевизор. Во многих квартирах в каждой комнате, а то и на кухне стоит он. Для полочки с иконами не находится места, для него же - самое лучшее и удобное. О какой молитве можно говорить с обитателями такой квартиры, о каком православном образе жизни? Телевизор отнимает у нас время, самый драгоценный талант, который даровал нам Господь. Почитать и помолиться уже некогда, заниматься и беседовать с детьми не надо: достаточно посадить их рядом, пусть смотрят... Он нас облучает, от сидения перед ним мы устаём, впадаем в апатию. Вялость и сонливость, безразличие захватывают нас в свой плен. Ни для кого не секрет, что нас кодируют через него, навязывают мнение по тем или иным вопросам, отучают мыслить самостоятельно и анализировать события и факты. Он давно стал для нас гуру и учителем, авторитетом в последней инстанции. Через телевизор в наши квартиры входят воры и грабители, убийцы и насильники, инопланетяне, чудовища и прочая мерзость. Мы не только сами смотрим по телевизору сцены убийств, насилий, разврата и тем самым становимся соучастниками их, мы ещё разрешаем детям смотреть эту гадость. По невежеству своему мы ведь не знаем, что дети, как наиболее восприимчивые, особенно быстро заболевают от соприкосновения с греховным... Современный человек, столь щепетильный в вопросах внешней чистоты своего жилища, проявляет поразительное безразличие к духовной грязи, не замечает ее, сроднился с нею. Мы должны изменить свою жизнь. Никто не говорит, что это просто: перестраивать свое отношение к миру и окружающим людям сложно, но мы обязаны это сделать. Не будем колебаться в вере нашей, станем достойными чадами Церкви Православной! Не будем оглядываться вспять, став на путь исправления. Выбросим всё ненужное и богопротивное из дома своего раз и навсегда. И обратимся к иерею Божию с просьбой освятить жилище наше, как должно, по чину Церкви Православной.

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ Беседа о духовном

Как-то раз зашла духовно болящая к своей знакомой. Старушка в это время копалась в огороде. Сели на крыльце и начали беседовать о “едином на потребу”. Вскоре гостья засобиралась, прося прощение за то, что отвлекла хозяйку от работы. Та махнула рукой: “Эти дела всегда справятся, давай ещё побеседуем о Господе”. Впоследствии болящая рассказывала: “Бесу моему очень не понравилось, что старушка поставила на первое место беседу о духовном “Лучше бы она копалась в огороде, делами мирскими занималась”, - не раз повторял он” О благоговении По церкви шла старушка, громко стуча палкой об пол. Бес закричал “Там будут за это палками тебя бить!” На кладбище На кладбище у церкви, куда любила приходить болящая, было множество памятников и лишь изредка попадались кресты. Вместо иконок (как принято по православному обычаю) на многих могилах - фотографии умерших. Иногда они располагались прямо на крестах. Бес, обитавший в этой женщине, очень радовался, что люди ставят свечи на могилы и зажигают их перед памятниками и фотографиями умерших, а не перед иконами и святым крестом; радовался, что на некоторых могилах стоят рюмки с водкой для поминовения. О телевизоре Приехал в монастырь батюшка со своей духовно болящей матушкой. Бес устами одержимой во время молебна закричал: “У них в доме мир! Я не выйду из неё!” После молебна служивший священник поинтересовался: “Какой это “мир” в вашем доме?” Оказалось, что “мир” создавали два телевизора, которые работали в их доме с утра до поздней ночи. Паломники Однажды к нам приехали издалека две родные сестры, одна из которых была духовно больна. Сестры совершали паломничество по святым местам. Зайдя в храм и увидев низкие цены на церковные требы, бесноватая замерла на месте и долго стояла поражённая. Во время молебна “её” бес вдруг прокричал: “Из-за вас, православных, антихрист задерживается”. После молебна сестры зашли в сторожку. Здесь до стенам было развешено множество бумажных икон, что заметно не понравилось бесу. Когда же старичок-диакон ласково обратился к псаломщице, бес потерял терпение окончательно: “Ненавижу это сюсюканье”. А чуть позже, когда сёстры выходили из дома, добавил: “Худо было мне от множества икон”. Это напомнило мне слова другой болящей: “Как только скажу кому слово ласковое, бес внутри готов разорвать меня на части”. Ещё бы, доброе отношение к ближнему угодно Богу. О “скорой помощи” Священник разговаривал с бесноватым - “Скорая помощь” придумана нами, - заявил вдруг бес. - Как так вами?- возмутился священник. - Это для оказания помощи больным! - А я тебе объясню, почему нами: раньше, как сделалось плохо человеку, звали священника со Святыми Дарами для исповеди и причащения, а теперь - “скорую”, которая привозит больного в такие условия, где нет ни икон, ни другой святыни. Он и умирает без покаяния, а душа его к нам в ад идёт.

Тект книги слишком велик, чтобы привести его здесь полностью.


Hosted by uCoz