Июнь 09, 2007

Архимандрит Лазарь (Абашидзе) - Восточные культы

Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

Восточные культы

Содержание: Введение Индуизм Индийская йога Дзен-буддизм Восточные единоборства

Введение.

В наш век особенно усилился еще один лютый враг христианства, который жаждет, если б мог, пронзить самое его сердце, враг коварный, льстивый и весьма преуспевающий в своем зле, - это индуизм и иные восточные культы. Как никогда распространяется влияние восточных идей в некогда христианских странах, особенно волна их захлестнула Америку, но теперь уже этими учениями заразилась молодежь почти во всем мире. Среди современного поколения необыкновенно популярны восточные "мудрецы": индийские гуру, тибетские ламы, японские учителя дзен-буддизма и т. п. наставники восточных религий, которые уже становятся "местными" и в нашей стране вслед за Западом, давно плененным ими. В последние времена эти явно враждебные христианству учения стали старательно скрывать свою враждебность, заменяя терминологию, говоря о единых целях всех религий, внушают всем, что разногласия между верами только внешние, суть же их одна, все они истинны и должны обогащать одна другую, а не отрицать. Учителя подобного направления стремятся усиленно вовлечь в свое безумие и христиан во всем мире, именно на нашу веру и покушаются они прежде всего - для этого избирают слабые стороны современных христиан, изобретают разные обманы и хитросплетения слов, чтоб соблазнить ими, насколько возможно, и верных. Коротко рассмотрим здесь основные черты распространенных ныне учений, учитывая то, что они могут каждый день переменять термины и некоторые формы обрядности, переменять свой вид и цвет, как хамелеоны, подстраиваясь под дух времени, лишь бы соблазнить большее число душ, - суть же и цель всех этих "духовных" сетей и ловушек всегда одна: увести человека от познания Истинного Бога, от покаяния, любыми лжами достичь прелестного "покоя" и безблагодатного "блаженства", усыпить и успокоить совесть без исповедания грехов, отвести от переживания, осознания своего падшего состояния, сокрыть истинное болезненное положение души, - создать иллюзию "духовного" и физического здоровья, счастья, на самом же деле оставляя человека в состоянии обреченности на вечную смерть. Все эти учения есть духовный наркоз, который не лечит, но отнимает чувство боли (а ведь боль есть напоминание уязвленного организма о своей болезни, прошение его о врачебной помощи, не будь ее - болезнь оставалась бы не замеченной и развивалась бы беспрепятственно). Восточные религии внушают человеку больному, что он здоров, пробуждают в нем веру в свое совершенство и божественность, питают его гордыню, по действию злых духов щедро одаривают его самыми изысканными и приятнейшими "духовными утешениями", "видениями", переживаниями "блаженств", "покоя", "мира" и "бесконечности". Все это способствует широкому распространению этих верований. Вступающий на путь подобных религиозных опытов вскоре начинает ощущать на себе их явное действие, видит в себе многие изменения "к лучшему" - как ему кажется, он становится спокоен, уверен в себе, бодр, даже радостен, примирен с ближними и т. п. Но все это плод глубокой прелести, весь этот дворец выстроен на ложном основании, на песке гордыни, самоупоения, лести себе, на обожествлении самого себя. Но этого обманутый человек никак не захочет принять, он видит только то, что эти упражнения "действуют", и действуют "прекрасно" - значит, "они хороши и истинны". К сожалению, наше православное учение о прелести, так подробно и широко изложенное в писаниях святых отцов, так теперь мало известно "христианам" и так ими пренебрегается. В среде же еретиков - католической, протестантской, сектантской - этого учения и в помине нет, и сами они давным-давно состояния прелестные принимают за "чистую воду" христианства. Неудивительно, что такая среда не смогла дать достойный отпор нашествию восточных учений, но уже многое из них впитала и породнила себе. Православные же христиане в большинстве своем пока еще чувствуют и ясно сознают пагубность и враждебность такого мудрования, но и у нас уже много слабых верой и духовным рассуждением, не хранящихся сего зла.

Индуизм.

Заманчивость индуизма играет всеми оттенками спектра: там есть все соблазнительное для любого чувства, привлекательное для любой слабости, но особенно для гордыни. Современный индуизм легко расправляется с теми вопросами и недоразумениями, которые вызывают сегодня у маловеров такие догматы Православия, как: первородный грех, ад, вечные муки, которые современные люди никак не могут вместить в свои "гуманные" рассудки. Индуизм же дает "интеллектуально-удовлетворительные" альтернативы для каждой христианской догмы: ад, оказывается, "представляет собой только временное состояние души, навлеченное нашей собственной "дурной кармой" - прошлыми деяниями в этой или "прошлой" жизни - и, разумеется, конечная причина не могла бы иметь бесконечных последствий..."; первородный грех превращается в "первородную божественность"; человек - в "бесконечного сновидца, видящего конечные сны"; проблема мук решается еще проще: боль - это "майя", или иллюзия, она в реальности не существует и т.д. Современные индуисты стараются внушить, что "нет никакой реальной разницы" между индуизмом и христианством, что между ними нет никаких разногласий и добрый христианин должен бы стать еще лучшим христианином, изучая и практикуя веданту (мистический индуизм). Иногда свами пытаются доказать, что идеи, присущие христианству - Логос и Крест, - в действительности ведут свое происхождение из Индии, а те идеи, которые присущи индуизму - перевоплощение, переселение душ и самадхи (транс), - можно найти и в христианских писаниях "при условии правильного истолкования", что никакой разницы не существует, все "одно". Они укоряют христианство в том, что оно слишком дорожит своими догмами, что необходимо освободиться от "застывших догм", и тогда эти религии смогут обогатить одна другую. К сожалению, не многие понимают, что сам индуизм есть также система догм, только противоположных христианству, - все, что почитают христиане или индуисты, вытекает из их догматов. А индуистские догматы - прямое отрицание христианских догматов. Отсюда заключение: то, что индуисты считают злом, христиане считают добром. Самый страшный грех для христианина есть самое высшее осуществление добра для индуиста. Христиане всегда признавали гордыню главным грехом, источником всех остальных грехов, прототипом этого стал Люцифер, который говорит: "Я вознесусь на небо, я воздвигну свой престол превыше звезд Бога. Я вознесусь выше облаков, я стану равным Всевышнему" (ср.: Ис. 14:13-14). На более низком л уровне именно гордыня обращает все достоинства человека в пороки. А для индуиста вообще, но для адвайтиста и ведантиста в особенности, единственный "грех" - это неверие в то, что ты сам и человечество - и есть бог. Один из современных проповедников веданты - свами Вивекананда заявлял: "Вы еще не понимаете Индии! Мы, индийцы, в конечном счете, - человекопоклонники. Наш бог - это человек!" Доктрина мукти (спасения) заключается в следующем: "человек должен стать божественным через осуществление божественного...". (Примеч.: Вивекананда - монах индуист появился в парламенте религий в Чикаго в 1893 г., ставил целью обращение западного мира в индуизм конкретнее - в учение веданты, мистического индуизма.) Итак, догматы индуизма и христианства, поставленные лицом к лицу, отрицают взаимно друг друга во всем, что касается природы Бога, природы человека и смысла человеческого существования. Индуизм - это не столько интеллектуальный поиск, но скорее практическая система, и эта практика в прямом смысле слова - черная магия. Гуру предлагает ученику проверить философию своим собственным опытом, и тот видит, что ритуалы индуизма и вправду действуют (по щедрому покровительству этому учению духов лжи), ученик может получить силы (сиддхи) - это такие способности, как чтение мыслей, силы исцелять или убивать, материализовывать предметы, предсказывать будущее и так далее, т. е. - полный набор смертельно-опасных психических трюков, и он непременно впадает в состояние прелести, в котором принимает наваждение за реальность, переживает "духовные опыты", полные безграничного "блаженства" и покоя, его посещают видения "божества" и "света". При этом ученик гуру очень редко спрашивает - откуда происходят его переживания и кто отпускает ему их в кредит, в форме "сил" и "прекрасных состояний", он не знает главного: что ему придется расплачиваться за все это ценой своей бессмертной души. Множество "духовных" упражнений индуизма сводятся к немногим практическим основам, это: идолопоклонство (поклонение изваянию или изображению "божества" с разными приношениями, курениями и иными ритуалами); "джапа" - повторение санскритской мантры, данной ученику при посвящении (т. с. повторение магической формулы-заклинания); "пранаяма" - дыхательные упражнения в сочетании с джапой. Есть и другие практические упражнения, относящиеся к тантре, это - поклонение "богу" как "матери", женскому началу, силе, энергии, эволюционному и действенному. Они полны неприкрытого зла и достаточно отвратительны. Так, свами Вивекананда говорил: "Я поклоняюсь Ужасной! Ошибочно полагать, что всеми людьми движет только тяга к наслаждению. Столь же многие имеют врожденную тягу к мукам. Будем же поклоняться Ужасу ради него самого. Немногие дерзали поклоняться Смерти или Кали. (Богиню Кали, одно из самых популярных божеств индуизма, изображают среди необузданного кровопролития и резни, с ожерельем из черепов и отрубленных голов, с гротескно высунутым языком, жаждущим еще крови: в индуистских храмах ее ублажают кровавыми жертвами, убивая козлов). Будем же поклоняться Смерти!" Вот еще слова свами о богине Кали: " Есть еще кое-кто, кто смеется над существованием Кали. Но ведь сегодня она здесь - в толпе. Люди вне себя от страха, и солдаты призваны сеять смерть. Кто может утверждать, что бог не может проявлять себя в виде зла, как и в виде добра? Но только индуист осмеливается поклоняться ему как злу!" Он заклинал свою богиню: "Приди, о Мать, приди! ибо имя твое - Ужас!", и его религиозным идеалом было: "слиться воедино с ужасной навсегда..." И вот такая целенаправленная деятельность зла практикуется с твердой уверенностью, что это - добро! Смысл веданты, сообщенный Вивеканандой, заключается, главным образом, вот в чем: "Все религии истинны, но веданта - это самая высшая истина. Различия кроются лишь в "уровнях истинности". Человек не идет от заблуждения к истине, а поднимается от истины к истине, от истины, которая ниже, к истине, которая выше". "Сегодняшняя материя - дух будущего", "сегодняшний червь - завтрашний бог". Вся веданта зиждется на этом: что человек есть бог. Так что спасение человека - дело рук самого человека. Вивекананда выразил это так: "Кто может прийти на помощь бесконечному? Даже рука, протянутая тебе из тьмы, должна быть твоею собственною рукой". Современные индуисты как будто равно уважительно относятся ко всем религиям и желают объединиться с каждой, "молясь в мечети с магометанином", "поклоняясь огню с зороастрийцем", "преклоняя колени пред крестом с христианином". Они утверждают, "что все религии - от самого низкого фетишизма до самого высокого поклонения "абсолюту" - это всего-навсего различные попытки осознать "бесконечное", думают, что они "собирают все эти цветы и, связав их вместе нитью любви", создают из них "дивный букет поклонения"... Но при этом все религии оказываются только ступенями к "наивысшей религии" - адваита веданте. При этом индуисты особенно презрительно относятся к христианству, которое считают "низкой истиной" - дуалистической (так, Вивекананда в частной беседе заметил, что "только трус подставляет бьющему другую щеку"). Веданта провозглашает полную свободу для каждой души - "быть самой собой", она отвергает какое бы то ни было различие между священным и мирским. Цель индуизма - создание вселенской (универсальной) религии, - цель, весьма желанная диаволу, дающая ему возможность подставить этой лжерелигии лжебога - антихриста и в лице его добиться наконец поклонения себе, как богу, всего мира. Такая вселенская религия не может признавать "индивидуалистических, сектантских" идей, она не желает иметь с христианством ничего общего. Эта "религия грядущего" будет опустошительным пожаром, пожравшим христианство. Если христианин согласится с утверждением индуистских проповедников, что различия у них с нами только кажущиеся, а не реальные, - тогда индуистские идеи получают свободный доступ в его душу, а развращающая сила индуизма непомерна - она приводит к самому порогу поклонения злу. "Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!" (Ис. 5:20-21).

Индийская йога.

Это учение, рекомендующее довольно аскетический, подчиненный дисциплине образ жизни, - состоит в управлении дыханием и в определенных физических позах, которые приводят к состоянию расслабления, способствующему медитации, при которой обычно применяется мантра, или священное изречение, которое помогает сосредоточиться. При этом йога ставит цели духовные (!), а совсем не только физические, как достижение телесного здоровья и красоты. Чаще всего тем, кто приступает в наше время к подобным занятиям, ничего не сообщают о сверхъестественном, а лишь о здоровье, о физическом и нравственном совершенстве. Более того, все мистическое и оккультное отрицается. Но иногда, спустя время, "продвинутым" перспективным и надежным ученикам открывают эзотерическое, тайное учение. Но и такой - "телесный" - уровень упражнений йогой формирует определенные духовные воззрения и готовит человека к духовным переживаниям, о которых тот пока и не догадывался. Большинство изучающих это учение так и останется на этом уровне экзотических упражнений, индуистского жаргона и сознания своей значимости "в о космосе". В этом последнем пункте и сосредоточены истинные эзотерические цели начального посвящения: сознание собственной значимости - вот что внушается человеку вместе, конечно, с непременной заботой о здоровье, а также "любовь к людям", сопровождаемая учением о каком-то абстрактном и расплывчатом "добре" и "нравственности". Но для христианина "сознание собственной значимости" есть проявление сатанинской гордыни, которая сожигает и превращает в ничто всякое доброе начинание. В последнее время становится все популярнее так называемая "христианская йога" - попытки использовать приемы йоги для "христианской" медитации, сделать человека "раскрепощенным, удовлетворенным", пассивным, "восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям". Занимающиеся ими описывают "необычайные ощущения покоя", "прекрасное самочувствие", "эйфорию (блаженство)", "ощущение полного здоровья", "удовлетворенность, заполняющую тело и душу и предрасполагающую к духовной жизни", "легкость", "повышенную податливость и восприимчивость к раскрытию личных отношений между богом и душой", "сладостную молитву, охватывающую всего человека", "чувство трепетного ожидания прикосновения "святого духа"; "чувство возрастающей жажды праведности, возрастания, приближения к богу" и т.п. Любой понимающий природу прелести (духовного заблуждения) поймет, что в этих описанных чувствах присутствует именно отступление от верного пути, уклонение в сторону сектантских "христианских" опытов и даже - языческих: то же стремление к "святым и божественным" чувствам, та же открытость и готовность быть "восхищенным" неким духом, те же поиски не Бога, а "духовных утешении", то же самоопьянение, которое принимается за "состояние благодати", та же невероятная легкость, с которой человек становится "созерцателем" или "мистиком", те же "мистические откровения" и псевдодуховные состояния - это общие признаки тех, кто впал именно в прельщенное мнение о себе. Сбитые с пути и полные гордыни современные искатели духовных истин более всего подвержены прелести. Нападение на нас восточного мракобесия и преуспеяние его обязано многим этому ложному мистицизму. И как эти лжеучения соблазнительны ныне для молодых людей, особенно тех, кто употреблял наркотики и которым уже знакомы опыты подобного рода.

Дзен-буддизм.

Дзен-буддизм очень сходен с техникой индийской йоги, из которой он изначально и произошел. Здесь есть те же позы, методика дыхания, повторение священного имени в сочетании с другими приемами, своеобразными и свойственными только дзену. Цель этих приемов точно такая же, как и в йоге: исключить рациональное мышление и достигнуть состояния спокойной безмолвной медитации, проникнуть в "центр собственного существа", в "лишенное образов и звуков созерцание", в "глубокое и прекрасное царство психический жизни", в "глубокую внутреннюю тишину". Достигнутые таким образом ощущения несколько напоминают ощущение наркомана. В наш больной век становится возможным и такое противоречивое явление, как "христианский дзен". Его проповедники говорят об обновлении христианства, они лепят к своему учению наставления православных отцов-подвижников, говорят, что и они ведут также к состоянию "созерцательного безмолвия и покоя", рекомендуют желающим повторение Иисусовой молитвы во время дзеновской медитации... Какое множество в сегодняшнем мире введенных в заблуждение, искренне считающих себя пророками, несущими собратьям своим благо, не догадываясь, что влекут их к психической и духовной погибели! Из всех современных восточных учений дзен, возможно, самое интеллектуально-изощренное и духовно-трезвое учение: его идеи о сочувствии и о любви к "космическому Будде", быть может, самый высокий религиозный идеал, которого может достигнуть человеческий разум без Христа. Его трагедия в том и заключается, что в нем нет Христа, а значит - нет спасения, и сама его изощренность и трезвость очень эффективно препятствуют его последователям искать спасения во Христе. Дзен фактически не имеет теологического фундамента, он опирается на "опыт" и таким образом впадает в то же самое заблуждение, как и индуизм: "если нечто действует и приносит "мир" и "гармонию" - то, значит, оно истинно и хорошо!" Дзен обращается к так широко распространенной тонкой гордыне тех, кто полагает, что может сам себя спасти, и поэтому не нуждается ни в каком спасителе, кроме самого себя. В последнее время уже появляются новые дзен-буддистские монастыри, где очень серьезно и глубоко изучают эту религию. Даже обсуждение "духовных" вопросов между молодыми дзен-монахами своим серьезным и эрудированным характером удивительно напоминает дискуссии между серьезными молодыми православными мирянами и монахами, воззрения их выглядят убедительно искренними. Такой дзен-буддизм сегодня дает почти все, что может пожелать молодой религиозный искатель наших дней, - за исключением Христа, Истинного Бога, и вечного спасения, которое лишь Он один может даровать. Как уже говорилось, конечная цель распространения в наши дни восточных культов - создать универсальную религию. Дзен, видимо, должен сыграть здесь немалую роль. Итак, пусть нам послужит предостережением: религия будущего будет не просто культом или сектой, но могучим и глубоким религиозным течением, которое будет абсолютно убедительно для ума и сердца современного человека. Можно привести множество других примеров восточных культов. Каждый год приносит перелицовки старых культов. Но сказанного, думаем, достаточно, чтобы понять, что кришнаизм, различные виды медитаций, йоги, разные "мирские культы самосознания" и многое множество их разновидностей - все эти движения и поиски "духовности" не имеют ничего общего с христианской традицией, но являются продуктом восточных языческих религий и современного спиритизма. Поэтому православным христианам категорически запрещается соприкосновение с ними! Нарушение этого запрета крайне пагубно, так как такие "духовные переживания" и таинственные "прекрасные ощущения", которые дают эти разнообразные медитации, - это вступление в "космические духовные области", где глубинные стороны человеческой личности вступают в контакт с настоящими духовными существами - демонами, падшими духами, которые всегда, как рой ос, вьются вокруг человека, ища его преткновения. "Посвящение" в опыты духовного мира вовлекает человека в нечто неподвластное сознательному контролю его воли, человеку уже чрезвычайно трудно выпутаться из сети нежелательных психических переживаний. Такое "новое религиозное сознание" становится врагом христианства, который намного могущественнее и опаснее всех ересей прошлого. Поначалу "духовные" опыты восточных культов как будто добры или "нейтральны", но затем преподавателями их совершается закономерный переход к опытам странным и пугающим, в конце концов приобретающим несомненно демонический характер. Даже чисто физическая сторона таких психических учений, как йога, таит в себе опасность, так как они предрасполагают человека к психическим настроениям и опытам, которые являются первоначальной целью йоговских упражнений, из которых они и происходят.

Восточные единоборства.

Примерно то же самое можно говорить и о таких ныне весьма распространенных восточных школах, как карате, кунфу, дзюдо и т.п., где также под видом спорта, упражнений для развития в себе каких-то скрытых возможностей - телесных и психических - на самом деле идет серьезная духовная обработка личности человека, затрагивающая самые глубины его души и сердца. Эти занятия едва ли не более опасны для души, нежели ранее перечисленные бесовские религии. Конечно, и здесь сам учащийся не понимает глубинного смысла всех тех экзотических действий, слов, поз, криков, которыми сопровождаются все эти упражнения. Многие из современных "христиан" возмущаются, когда священник от них начинает вдруг требовать категорически оставить подобные занятия, они не видят ничего нехристианского в карате, кунфу, йоге и т.д. "Ведь это всего лишь древняя мудрость, наука древних о совершенствовании наших телесных и душевных возможностей..." Что отвечать на такие заявления?! Мы, христиане, знаем только одну истинную науку о совершенстве, также и науку о нашем падшем и расстроенном состоянии, знаем и подробнейшее учение о всех сторонах жизни (и внутренней и внешней) - это есть учение Христово, всегда обильно и щедро распространяемое и громко провозглашаемое святой нашей Церковью. И мы, христиане, хорошо знаем, как злонамеренно и неусыпно бродит возле каждого человека диавол, "яко лев, рыкая" и "ища, кого поглотить", и всякое "великое" учение, сопровождаемое "знамениями", "особенными дарованиями", "нечеловеческими возможностями", в котором не проповедуется Христос, есть порождение этого лютого злодея - диавола. Чему учат перечисленные "спортивные" занятия? Это ясно каждому, если перестать врать себе: убивать или же жестоко калечить своего противника голыми руками! Тут опять начинают обычно спорить, утверждают, что это "искусство обороны", o том, что первым каратист или кунфуист не нападет на человека и т.п. При всем при этом в состав упражнений входят вещи, которые должны бы вызывать "легкий" ужас у смиренного христианина, воспитанного на заповедях евангельских и обучающегося тому, чтобы достичь кротости, незлобия, любви к врагам, и тому, чтобы подставлять бьющему под удар лицо: так, кунфуист упражняется над тем, чтобы, например, молниеносно нанести удар сопернику и, двумя пальцами руки пронзив грудь его, вырвать из нее сердце. При "совершенном развитии телесных возможностей" это проделывается столь мгновенно, что убитый падает замертво, даже не поняв, что произошло. Существуют подобные же приемы для вырывания у ближнего печени и других жизненно важных органов. При этом ударе убийца должен прежде сосредоточиться на некотором таинственном источнике энергии, или сил "кими" (он находится где-то в области чрева), которая - по учению некоторых школ - и дает таковую сверхчеловеческую силу удару и перетекает при нанесении его на противника (о происхождении этого источника ничего не говорится). При ударе каратист или кунфуист издает страшный вопль, который будто бы дает возможность сконцентрировать эти внутренние силы (если прислушаться к такому воплю и попытаться подобрать соответствующий ему оттенок настроения, то наиболее всего он напоминает вырывающийся на свободу сгусток сконцентрированной ненависти, которая, как яд змеи, долгими тренировками складывается в какой-то мешочек под сердцем у такого человека). При этих уроках часто ученику предлагается делать нечто напоминающее те восточные религиозные ритуалы, о которых говорилось ранее: становиться на колени и складывать в таинственной позе руки, при этом происходит опять же что-то вроде медитации, многое также таинственное и не понимаемое самими учащимися должны они проделывать со своим л телом и душою. Что же на самом деле происходит при этих занятиях? - Думаем, что здесь происходит призывание в себя, в свое тело нечистого духа - беса, силой которого и совершается действие крайне мощное и превосходящее человеческие возможности. Беда в том, что большинство людей в наши дни мало знакомо с истинным учением о падших духах и явно не принимает всерьез как существование этих духов, так и их способностей. Нам же, православным христианам, из подробнейшего учения и разъяснения наших святых отцов Церкви хорошо известно не только то, что злые духи легко приходят на всякий зов к ним, но и то, что они имеют способность проявлять великую физическую силу, могут легко передвигать любые тяжести, творить великие знамения и чудеса. Многим из нас и из житейского опыта известно, какую силу иногда дают бесы так называемым "одержимым", бесноватым - людям, в которых вселяется и начинает над ними властвовать злой дух, - как иной раз хрупкую с виду женщину, одержимую бесом, не могут удержать шесть-семь здоровых мужчин (например, во время отчитки в церкви) или как такие люди рвут крепчайшие веревки и цепи, которыми их связали. Итак, серьезно задумавшись об этом, необходимо поспешить изгнать из своего сердца всякие симпатии к такого рода "мудрости древних", отшатнуться от всего этого мрака, всю свою жизнь - и внутреннюю и внешнюю - очистить от всякого такого демонического влияния, близким людям говорить, предостерегать их от подобного заблуждения. О причастности своей к подобным языческим культам (хотя бы и давно было и прошло это увлечение) обязательно нужно принести покаяние - исповедовать этот грех!


Hosted by uCoz