Как молиться о некрещенных и пребывающих в иноверии близких
Как молиться о некрещенных и пребывающих в иноверии близких.
Содержание
О ВЕРЕ ИСТИННОЙ
ОГРАЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ ОТ ЛЮДЕЙ МИРА
Преп. Варсонофий Великий
ЕСЛИ ДРУГ ОКАЗАЛСЯ ЕРЕТИКОМ?
МОЖНО ЛИ ВЫБИРАТЬ НЕВЕРУЮЩЕГО СУПРУГА?
ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕН К МУЖЬЯМ-ЯЗЫЧНИКАМ
КАК ОБЩАТЬСЯ С НЕВЕРУЮЩИМИ РОДСТВЕННИКАМИ?
БЛАГОДАТЬ ВЕЛИКОЙ АГИАСМЫ
О ВЕРОТЕРПИМОСТИ
ПАСТЫРСКИЙ ДОЛГ
МОЛИТВА ПРАВЕДНИКА
Преп. Амвросий Оптинский.
НЕДАРОМ СОБЛЮДАЮТСЯ БОГОМ РАЗНЫЕ ПЛЕМЕНА И НАРОДЫ
О ДЕЙСТВЕННОСТИ НАШИХ МОЛИТВ ЗА БЛИЖНИХ
МОЛИТВА ОБ ИСПРАВЛЕНИИ БЛИЖНИХ
ОБЕЩАНИЕ ГВАРДЕЙСКОГО ОФИЦЕРА
КАК ОБРЕСТИ ВЕРУ И ИЗБАВИТЬСЯ ОТ МАЛОВЕРИЯ?
О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ
О МОЛИТВЕ ЗА УСОПШИХ
Архиепископ Никон (Рождественский).
МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ ЗА ДУШИ САМОУБИЙЦ И ЕРЕТИКОВ?
Преподобный Амвросий Оптинский.
О ЦЕРКОВНОМ ПОМИНОВЕНИИ ХРИСТИАН НЕПРАВОСЛАВНЫХ
ЖИТИЕ СВЯТАГО МУЧЕНИКА УАРА
КАНОН СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ УАРУ
МОЛИТВА СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ УАРУ
МОЛИТВА О ЧЕЛОВЕКЕ, УМЕРШЕМ ВНЕ ЦЕРКВИ
© "Центр БЛАГО", составление, 1997
© КАЗАК, оформление
О ВЕРЕ ИСТИННОЙ
(Из ответов о. Амвросия (Юрасова) на вопросы прихожан)
1. Какое различие между нашей православной верой и католической?
Издревле Церковь Христова была едина. С первых веков христианства она называлась православной, о чем говорит праздник Торжества Православия, установленный еще до разделения Церкви на Западную и Восточную. Господь наш Иисус Христос основал одну Церковь, за нее Он и Кровь пролил. "Один Господь, одна вера, одно крещение", - гласит Священное Писание (Еф. 4,5). По богослужебным правилам, принятым древними христианами, по сей день в православных храмах совершается 1,3,6 и 9-й час. По сей день служится Божественная Литургия, составленная апостолом Иаковом, сокращенная в IV веке святителями Василием Великий и Иоанном Златоустом.
До XI века Церковь была единой, но в 1054 году Западная Церковь отпала от той, что была основана Самим Иисусом Христом. Она возгордилась, возжелала власти, а где гордость, там появляются отклонения от Истины, ереси. Западная Церковь перестала признавать многое из того, что установил и Сам Господь, и Апостолы, начала вводить свои правила и установления. Так прекратилась преемственная благодать, объединявшая епископов через Апостолов с Самим Господом.
Католицизм отверг постановления Вселенских Соборов, вместо них ввел новые, ложные учения: об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына; о неприкосновенности греха к природе Богоматери; о непорочном зачатии Девы Марии; о главенстве папы в Церкви Христовой; о добрых поступках человека как заслугах пред Богом; о том, что можно сделать больше добра, чем должно; о сокровищнице сверхдолжных заслуг; о возможности вменять заслуги одного человека другому; о возможности искупить грехи посредством индульгенции; о непогрешимости папы римского и др.
Отклонений и ересей католицизм ввел много. Например, все, кто видели когда-нибудь католическое богослужение, обратили внимание, что прихожанам дают облатки - плоские кусочки хлеба вместо завещанных Самим Господом "Тела и Крови Христовых". Не случайно сам Западный мир был возмущен догматическим своеволием и бесчинством католицизма: в XVI веке Мартин Лютер возглавил движение протеста. Так появился протестантизм. К сожалению, он не призвал вернуться к корням, истокам веры, а предложил свое вероучение, оно еще дальше увело Западный мир от Истины. Конфессии, основанные протестантским движением, продолжали множиться, дробиться, последние из них появились уже в нашем веке.
Если католицизм, погрешая против основных догматов веры, все же признает некоторые из положений веры истинной, то протестантизм в своем безумии уже отказывается от всего: не почитает Матерь Божию, не признает святых, икон, креста, отвергает Церковь, все Таинства, молитву за усопших. И мы, православные христиане, должны молиться, чтобы Господь вразумил отпавших, открыл им духовные очи. Поминать иноверцев мы можем только в домашней молитве, так как ни католики, ни протестанты не приняли истинного крещения.
2. И католики, и мусульмане, и православные говорят, что их вера истинная. Кому верить?
Верить Святому Писанию. Апостол Павел пишет в Послании к ефесянам (Еф. 4,5): "Один Господь, одна вера, одно крещение". Не одна вера, но три с половиной тысячи вероисповеданий-конфессий насчитывается сегодня в мире. Многие из них называют себя христианскими, говорят от имени Иисуса Христа, проповедуют Евангелие. Православие, католицизм, протестантизм - ведущие среди христианских конфессий, каждая из них предлагает свой путь спасения. Но Господь много конфессий не создавал, Он даровал нам только одну веру, одну Церковь. Иные церкви основаны не Господом, а самими людьми, они плод человеческого самочиния. До Рождества Христова хранителем истинной веры был израильский народ, но вот уже 2000 лет он не имеет права считать себя богоизбранным народом, потому что не принял Христа, дал согласие на Его распятие и взял ответственность за Кровь Христову на себя и своих детей. Потому истинная вера только одна - та, которую заповедал хранить Иисус Христос.
Мусульмане появились спустя шесть веков после Рождества Христова. Ислам представляет собой смесь иудаизма, язычества и христианства. Мусульмане верят в аллаха, в пророков, обожествляют своего пророка Магомета. Иисуса Христа они считают простым пророком, меньшим, чем Магомет, а Матерь Божию - матерью пророка. Ни один из мусульманских пророков не был распят на кресте, не пролил свою кровь, взяв все грехи рода человеческого на себя, не воскрес в третий день; никто из пророков ислама не обещал и Царства Небесного.
Как-то одного христианина спросили: "Почему мусульман великое множество, а вас - христиан - так мало?" Он ответил: "Все очень просто - за Христом идут немногие, по Его же слову: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16,24), "и кто не несет креста своего... не может быть Моим учеником" (Лк. 14,27). Путь спасения - тернистый, тяжелый путь, не все идут им... А у мусульман - просто: можно убить, зарезать ближнего - это и за грех не считается. Спросишь их: "Что у вас за пост - ураза? Вы днем поститесь, ничего не едите, а ночью можете съесть хоть целого барана?" А они отвечают: "Ночью бог не видит, что мы едим - он спит". - "Ну, если он не видит, что вы ночью едите, то он, наверное, и к вашим молитвам глух".
Многие, кто исповедовали веру православную, еще при жизни силой Божией творили чудеса. Великому множеству святых людей даровал Господь прозрение, знание кончины своей жизни, ближних, будущего России. Такие святые есть только в Православной Церкви. Когда довелось быть в Константинополе, зашли в Софийский собор, где служил Богу святитель Иоанн Златоуст. После службы меня догнала мусульманка и, показывая себе на грудь, о чем-то просила. Я понял, что она больна (рак груди) осенил ее три раза крестом... Мусульмане часто обращаются к православным священникам за молитвенной помощью, они знают, что в Православной Церкви есть то, чего нет у них. Но в апостольских правилах сказано, что мусульман не следует принимать, совершать над ними Таинства Крещения, Соборования, потому что они идут на это только ради исцеления, а как поправятся, тут же возвращаются в свою веру.
3. Признается ли действительным крещение и отпевание, совершенное в католической церкви?
Если из католической церкви в Православную переходит верующий человек, то его принимают только через крещение, будь то ксендз, кардинал, или даже сам папа. Все таинства (в том числе и крещение) совершаются Духом Святым; в правилах Вселенских Соборов сказано, что у еретиков Духа Святого нет, значит и таинства в этой церкви недействительны, потому что в Западной Церкви 10 больших и 50 малых ересей.
4. Есть ли в католической церкви святые?
В католической церкви есть свои святые, но наша Православная Церковь их не признает. Мы признаем только тех святых, которые были и в Западной, и Восточной Церкви до их разделения в 1054 году; тогда прекратилась преемственная благодать, идущая через Апостолов от Самого Господа Иисуса Христа.
5. Пятидесятники считают свою веру правильной, потому что на них сходит Святой Дух, и они начинают говорить на разных языках. Почему на них - неправославных - нисходит Святой Дух?
Не Святой Дух на них сходит, а дух нечистый. Я был на собрании пятидесятников. Действительно, некоторые начинают бормотать на непонятном языке. Так вот, апостол Павел говорит, что лучше сказать 5 слов на понятном языке, нежели тьму слов на непонятном (1 Кор. 14, 19). Почему прежде говорили на разных языках? В первые три века, когда христиане распространяли учение Христово по разным землям и народам, проповедовали, нужно было, чтобы Дух Святой сходил на проповедников и им открывались разные языки. Они шли и проповедовали. В III веке закончилось дарование разных языков, об этом говорится у святых отцов. В России все знают русский язык, потому нужды нет говорить на разных языках, тем более никому не понятных. Именно на таких тарабарских "языках" и говорят на собраниях пятидесятники, бормочут так, что ни сами, ни рядом стоящие ничего не могут понять; потому это "говорение" никому не нужно, это явное беснование. Библия уже переведена почти на 2000 языков и наречий, есть ли смысл учиться бормотать в сектах у пятидесятников?
6. Объясните, пожалуйста, почему люди слушают западных проповедников?
Значит, им нравится. Они не знают Православия, не хранят веру отцов. Как-то западные проповедники устроили во дворце культуры собрание. На сцене - музыка, скрипка играет, в барабаны бьют, пляска. Закончилось представление, выходят две женщины (преподаватели на пенсии) и говорят: "Какая хорошая новая вера. И музыка, и повеселиться можно. И о Боге поговорили. Как хорошо".
А в Священном Писании сказано, что Царство Божие силой берется (Мф. 11, 12), туда путь тернист, а здесь - молиться не надо, поклоны делать не надо, не надо и посты соблюдать; уверовал - и спасен. Вот как просто! И все оттого, что душа человека исстрадалась по духовности, измучилась, вот она (по неведению) духовный суррогат и принимает.
7. Как относиться к йогам?
Йоги - люди, не пришедшие к Истинному Богу, они не познали Христа и для них их религия кажется единственно верной. Апостол Павел говорит, что если люди не знают Христа - до них не дошло Евангелие, то когда они перейдут в тот мир, Господь будет судить их по закону совести.
Йоги свое "я" ставят на место Бога: "Я" достиг чего-то. Есть йоги, которые могут стоять с поднятой рукой до тех-пор, пока ворона совьет гнездо и выведет птенцов. И йог считает, что он чего-то достиг. Но какая в этом польза для него и окружающих? Некоторые лежат на разбитом стекле, сверху на них кладут щит и по этому щиту ходят машины, и они остаются живы и здоровы... Ну, а толку от этого? Это все гордыня, тщеславие. Самое главное для христианина - сделать душу доброй, чистой, святой; не гневаться, не раздражаться, не возмущаться, никого не осуждать - стать святым. Этот труд посерьезней и посложнее, чем у йогов, и дает он иные плоды - мир и покой своей душе и ближним.
8. Кто такие атеисты?
Неверующих людей нет. Одни верят, что Бог есть. Другие верят, что Его нет. Кто такие атеисты? Бог по-гречески - Тэос. Верующий в Бога - теист. Буква "а" означает отрицание, против. "Атеист" - это значит "против Бога". Если бы не было теистов, то не было бы и атеистов. Достоевский говорит, что вера - это душа народа. Атеисты - это люди, которые приняли новую веру, они уверовали в ноль. Что такое ноль? Это дырка от бублика. Верующие верят в бублик, а атеисты в дыру. Если бы не было бублика, не было бы и дырки. Если не было Бога, не было бы и атеистов. Наличие атеистов на 100% доказывает, что Бог есть.
9. Когда верующий человек увлекается восточной мудростью, философией, то не впадает ли он в прелесть?
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что тот, кто считает себя не в прелести, уже в прелести. Тот же, кто увлекся восточной философией, увлекся бесовской мудростью. Это все язычество. Возьмите любую восточную религию. Монахи из восточных монастырей, изучая боевые виды борьбы, берут за основу поведение животных. Допустим, тигр настигает добычу; он разбегается, прыгает и бьет животное ногами. То падает, а тигр набрасывается и съедает его. Вот и люди взяли за основу поведение животных. Там Богу не молятся, там религии нет, а есть самоутверждение и гордыня. Православные монахи надеялись не на свои силы, не на свою боевую подготовленность, не на тренированное тело, а надеялись на Бога. Они побеждали молитвой и крестом. Крестом они гасили огонь, закрывали пасти зверям, обезоруживали любого врага. Сила их духа побеждала любые резкие вскрики монахов-каратистов, которыми те пытались устрашить монахов-христиан. Смирение православных призывало на защиту их благодать Божию. Например, святой Антоний Великий однажды пришел к себе в келию и видит, что грабители забирают вещи, ему принадлежащие, навьючивают их на осла. Он не стал шуметь и кричать. Напротив, он начал им помогать увязывать эти вещи. Когда они отправились в путь, то он их нагнал: "Дорогие, вы забыли - оставили вот этот ремень". - "А, спасибо. Скажи, а чье это жилище?" - "Мое". Они, видя его великое смирение, смирились сами: все вернули, попросив прощения: "Ты прости нас".
10. Сыну 21 год, он крещен, но в Церковь не ходит. На днях когда меня не было дома, к нам пришли какие-то миссионеры, беседовали с ним. Что делать?
Последнее время с Запада много приезжает еретиков. Их цель вырвать православные души из Церкви. Они в церкви заходят и в дома. Приезжали к нам в монастырь трое "проповедников" - два парня и девушка. Показали свои белые балахоны. Они исповедуют Марию Дэви Христос. В Киеве живет некто Кривоногов, у него есть жена Марина Цвигун, вот ее-то и сделали "Матерью Божией". Спрашиваю этих ребят: "Вы ее лично видели?" - "Нет, только на видео". - "Муж с ней живет?" - "Она с первым мужем разошлась, двое детей осталось. Сейчас она второй раз замужем. Ее муж - Иоанн Креститель". Вот, оказывается, этот Кривоногов - Иоанн Креститель! Стали они меня убеждать, что в конце года ожидается конец света. Я их просил пообещать, что если не будет конца света, они придут к нам в монастырь работать, а девушка будет послушницей. Пришло время, конец света, конечно же, не наступил и ребята эти больше не появлялись...
До какого же безумия надо дойти, чтобы Матерь Божию - Высшую Херувимов и Серафимов - смешать с какой-то Кривоноговой! Ее портреты расклеены по всем городам, а Матерь Божию не признают. Как диавол может обработать мозги! Это братство основано на индийской философии, теории перевоплощения душ. Якобы человеческая душа в одном из воплощений вместила в себя Матерь Божию!
По всей стране зеленая молодежь убегает от родителей. Умы у них незрелые, податливые, их можно напичкать любыми бреднями. А если еще в обряде посвящения в "Белое братство" применять специальные психотропные лекарства, то этих ребят можно использовать как роботов. Так это и было. Накачивали наркотиками, наговаривали им тексты и пускали в народ. И ребята в таком состоянии говорят такие вещи, которые сами не могут понять, глаза у них при этом становятся красными, лица как у невменяемых... Настоящее состояние прелести. Это состояние легко отличить - чуть что, ребята сразу шумят, кричат, доказывают свое.
Для всех еретиков не существует никаких святынь - ни мощей, ни икон, ни святой воды; не признают они ни Матери Божией, ни святых угодников Христовых... Господь сказал: "Я созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18). Он не сказал: "...созижду церкви", но одну Церковь. Христос только в одной Церкви. Потому мы должны хранить веру Христову - святую веру православную.
Н. Е. Пестов
ОГРАЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ ОТ ЛЮДЕЙ МИРА
...выходите из среды его
Ис. 52. 11.
Закон взаимного влияния одинаково приложим и для доброго и злого. "Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится", - было сказано еще около трех тысячелетий назад Соломоном - мудрейшим из людей (Притч. 13,21).
Душевная болезнь так же заразительна и опасна для окружающих, как и физическая, в особенности для слабых, неокрепших духовно организмов.
Может быть, некоторые думают, что душевному организму нужна, как и телесному, закалка. Но если телесная закалка при недостаточной осторожности может кончиться заболеванием, то душевная совершенно недопустима, как связанная с опасностью погубить душу от соблазна. И хотя соблазны и попускаются людям, так как, по словам Господа, "надобно прийти соблазнам", но, вместе с тем, Господь запрещает самим людям соблазнять - искушать друг друга, говоря: "Горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф. 18,7).
О сбережении себя от людей языческих воззрений наставляли первых христиан св. Апостолы. Так ап. Павел в послании к коринфянам пишет: "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15,33). И далее: "...какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго..." (2 Кор. 6, 14-17).
И если двери христианской семьи должны быть широко открыты для боголюбцев, то они должны быть закрыты для людей, живущих философией безбожия. Должны быть закрыты и для тех, кто, называя себя христианами, на деле распинали Христа, не гнушаясь смертными грехами. Про это так пишет ап. Павел: "Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе... Итак, извергните развращенного из среды вас" (1 Кор. 5, 11-13).
При этом ап. Павел допускает поверхностное общение с окружающим нехристианским миром, "иначе, - пишет он там же, - надлежало бы вам выйти из мира сего" (5, 10). Очевидно, что здесь надо проводить резкую границу между вынужденными деловыми отношениями с людьми и добровольным тесным общением. Поэтому надо проявлять осторожность при приглашении в семью знакомых, при подборе для детей товарищей по играм и при приеме в семью домашних работниц.
Оправданием общения с беззаконниками и атеистами не может служить и родственная связь: мы знаем, что Господь родство считает не по плоти, а по духу: "Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра и матерь" (Мк. 3, 35). Поэтому принятие, например, в семью для совместного жительства стариков, в том числе бабушек и дедушек или сирот из близких родных, можно делать лишь с благословения духовных отцов. И случается, что последние отказывают в благословении из-за опасности нарушения благочестивого и мирного уклада семьи близкими по плоти, недалекими по духу людьми.
И единственным оправданием нашего общения с близкими нам по плоти и не хотящими знать Бога может быть лишь исполнение заповедей любви и милосердия, выполнение которых обязательно по отношению ко всем без исключения, по заповедям Спасителя (Мф. 5,42-48; Лк. 10,36-37). Но в этом случае мы не должны приближать к себе таких родных, и общение с ними следует ограничить необходимостью.
Однако опасно прилепиться сердцем к людям, хотя и родным по крови, но неверующим и обладаемым страстями. Разделяя их переживания при жизни тела, мы будем близки к ним и после смерти и тогда не найдем покоя и мира души, видя их посмертные страдания. Очевидно, что таким людям надо служить и помогать по заповедям Господним, но сердца к ним не прилагать.
Об осторожности в этом отношении так пишет в одном письме старец Амвросий Оптинский ("Письма к мирянам"): "В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, остерегайтесь, как бы не повредить и себе. Знайте, что вы через брата должны будете в таком случае выслушивать глубины сатанинские, т.е. пагубные вражия возражения и сомнения, которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем опровергать это? И можем ли без вреда выслушивать?"
Итак, осмотрительность в выборе тесных знакомств и связей необходима, как ради нас самих, так еще в большей мере ради наших детей. Она была обязательна еще для евреев Ветхого Завета. И за воздержание в этом отношении уже тогда была обещана высокая награда: "Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас (Ис. 52, 11). И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (Иер: 3, 19; Ос. 1, 10; 2 Кор. 6, 17-18).
Преп. Варсонофий Великий
ЕСЛИ ДРУГ ОКАЗАЛСЯ ЕРЕТИКОМ?
Вопрос. Есть у меня друг, и оказалось, что он еретик: увещевать ли его, чтобы он право мудрствовал?
Ответ. Увещай его познать правую веру, но не состязайся с ним и не желай узнать, как он мудрствует, чтобы самому не заразиться его ядом; но если он пожелает получить себе пользу и услышать истину веры Божией, приведи его к тем святым отцам, которые могут оказать ему пользу во Христе, и таким образом поможешь ему по Богу, без вреда себе. Но если он по первом и втором увещании не исправится, то такового, по слову Апостола, отрицайся (Тит. 3, 10). Ибо Бог, как говорят отцы, не хочет, чтобы человек делал что-либо выше силы своей. Если видишь, говорят они, кого утопающего в реке, не подавай ему руки своей, чтобы он не увлек тебя за собою, и таким образом и ты не утонул бы вместе с ним; но подай ему жезл свой, и тогда, если возможешь извлечь его - хорошо; если же нет, то оставь в руках его жезл свой, и ты спасешься.
Вопрос. Некто из отцев имел у себя друга, которого он любил о Господе, и все считали его за православного, но он оказался еретиком по своему мудрованию; тогда те, которые имели любовь к нему, оставили его. Услышав же впоследствии, что он хочет явно отступить от Церкви, вздумали пойти и поклониться ему, опасаясь, чтобы он не сделал этого от печали и не приписал бы им вины сего поступка; но прежде пошли и вопросили о сем Старца.
Ответ. Болезнь есть болезнь; итак, не показывайте притворных знаков (внимания), ибо вы поклонитесь ему не потому, что вы виновны против него, но для того, чтобы он не отступил от Церкви.
Вопрос. Те снова спросили Старца: если же он сделает это (то есть явно отступит от Церкви), и мы встретимся с ним, - приветствовать ли его, или нет?
Ответ. В каком вы расположении находитесь ко всем таковым, в таком же пребывайте и к нему, считая его в том же числе.
Н. Е. Пестов
МОЖНО ЛИ ВЫБИРАТЬ НЕВЕРУЮЩЕГО СУПРУГА?
Вопрос этот так решается апостолом Павлом. Говоря о возможности для вдовы вступить во второй брак, он указывает, что она "свободна выйти, за кого хочет, только в Господе" (1 Кор. 7,39).
Но могут быть случаи, когда юная душа выросла в атеистической среде, не слышала Евангелия, не могла познать Христа, но имеет, вместе с тем, залоги добродетелей. Может быть она выбрана в супруги христианину? Здесь вопрос решается временем и ожиданием. Если, услышав о Христе, она потянется к Нему, порвет со средой, мешающей этому, и на деле докажет решимость идти новым путем, то брак может иметь место, но и здесь надо бояться лицемерия и не торопиться с браком.
В практике Церкви бывали и такие случаи, когда духовные отцы высокой мудрости давали разрешение своим духовным детям на брак даже с неверующими людьми, ставя при этом два условия:
1) что неверующий согласится на совершение церковного таинства бракосочетания;
2) чтобы он не препятствовал воспитывать детей в православном духе.
В таких случаях духовным отцом дается разрешение, как бы вынужденное тяжелыми обстоятельствами, -но не благословение. Обычно это бывает тогда, когда духовная дочь (или сын) очень хочет замужества и не может найти для себя верующего супруга. Избегая креста безбрачия, верующий берет на себя другой и тоже тяжелый крест, крест совместной жизни с неверующим супругом.
На основе вышеизложенного пусть в этих случаях юная душа много думает, не будет ли для нее второй крест тяжелее первого.
Точно так же это относится и к тому случаю, когда в женихе (или в невесте) не ясна твердость христианского устроения.
Православная Церковь разрешает браки и с христианами инославных вероисповеданий, но при условии, что дети будут воспитываться в православии и таинство брака будет совершено в православной церкви.
Здесь, однако, тоже уместно предостережение. Такие браки в основе своей не имеют залога полного счастья, так как муж и жена разделены в самом главном - в своем понимании основ веры. В особенности это относится к лютеранам, англиканам и сектантам с их отношением к большинству таинств, к святым и к Богоматери.
ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕН К МУЖЬЯМ-ЯЗЫЧНИКАМ
В первые времена христианства случалось, что христианские жены состояли в браке с мужьями-язычниками. Как они должны были поступать в сем случае? Должны ли были бросать своих мужей, освобождать себя от долга повиновения им? Нет, доколе муж не прогонит их, они сами не должны были разлучаться с ним и долг повиновения мужьям должны считать священным отчасти потому, что, по слову апостола Павла, муж неверный святится женою верною, отчасти в надежде, что жена верная, продолжая жить с мужем неверным, может спасти его (1 Кор.7; 14, 16). Апостол Петр касается того-же предмета и вот что говорит женам христианским об отношении их к мужьям-язычникам: "жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие" (1 Петр. 3, 1-2). Женам-христианкам, конечно, нелегко было жить с мужьями-язычниками, быть свидетелями их суеверий, поклонений пред идолами и, может быть, терпеть от них притеснения за веру; но все это не должно было удерживать жен от повиновения мужьям. Они должны были подчиняться их власти во всех случаях, не оскорблявших христианской совести, исполнять приказания мужей, ничего не делать без их согласия в жизни семейной и хозяйственной. Не должно было смущать жен-христианок и то, что мужья их не покорялись слову истины. Повиновение мужьям в соединение с житием чистым и богобоязненным могло облегчить женам труд обращения мужей к христианской вере. Без слов, без особенных усилий со стороны жен подействовать на них проповедью Евангелия, мужья могли быть привлекаемы к христианской вере неукоризненною, полною любви, терпения и самоотвержения жизнью жен.
О. Амвросий (Юрасов)
КАК ОБЩАТЬСЯ С НЕВЕРУЮЩИМИ РОДСТВЕННИКАМИ?
Самый лучший закон, правило для общения с ними - не надо их обличать и ругать. Вера - это дар Божий, а они его не имеют. Их просто надо жалеть и молиться, чтобы и их Господь оделил сим даром. Господь говорит: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня" (Ин. 6,44). Ну, человек и рад бы уверовать, но никак не может - гордыня ли мешает, высокое ли мнение о себе, о своих мирских знаниях или положение в обществе... Может, внутренне прогнил этот человек, с совестью у него не все в порядке, или не доходит через закрытые духовные очи и уши слово Божие. Много всяких причин тому. Но помните, что в это время надо с ними ласковыми быть, быть для них примером истинного православного христианина, кому стоит подражать. Не надо раздражаться, ругать их, обличать. Надо только молиться. "Просите, и дано будет вам..." (Мф. 7,7).
Многие мудрые христианки своим мужьям не говорят: "Ты должен делать то-то и то-то". Они приходят домой и рассказывают: "Вот, батюшка проповедь говорил, я запомнила такой интересный пример..." Один пример расскажут, второй, третий; смотришь, через некоторое время это семя Божественного Слова прорастает в душе. Человек идет в церковь, кается, венчается, молится.
Очень много всяких вариантов есть, но самое главное - это ваш личный пример.
У одного язычника трудился христианин. Язычник этот, не знавший Истинного Бога, принимая его на работу, сказал: "Я беру тебя с условием: ни слова не говори о Христе". Тот ему смиренно ответил: "Поверь, не скажу". Проработал христианин в саду два года, вдруг приходит к нему хозяин и падает в ноги: "Сделай так, чтобы и я стал таким, как ты!" Вот так. Личным примером можно убедить в существовании Христа, да еще без единого слова.
БЛАГОДАТЬ ВЕЛИКОЙ АГИАСМЫ
(Из книги "Троицкие цветки с луга духовного ")
В 1881 году, - рассказывал один уважаемый московский протоиерей, - в первых числах января я был приглашен на одну квартиру близ храма Христа Спасителя отслужить молебен. Во время служения молебна со мной рядом стояла старушка, которая в продолжение всего молебна горячо молилась и непрестанно вполголоса повторяла: "Господи, не помяни греха юности моей!" По окончании молебна хозяин дома пригласил старушку подойти ко мне и отрекомендовал: это его дорогая мать. Затем я приглашен был вкусить хлеба-соли. Во время обеда почтенную старушку посадили рядом со мной, и я имел возможность расспросить ее о причине того, почему она повторяет часто одну и ту же фразу: "Господи, не помяни греха юности моей!" Она, глубоко вздохнув, ответила: "Если вас интересует, я расскажу вам об этом подробно. Родилась я от благочестивых православных родителей, которые были богаты. Но не судил мне Господь унаследовать ни их благочестия, ни богатства, потому что родители мои умерли в годы моей молодости. А опекуном мне назначили родного моего дядю, человека, не тем будь помянут, страшно жадного. Он все имение, принадлежащее мне, сумел сделать своею собственностью, а меня, семнадцатилетнюю, хотел выдать замуж за своего крепостного крестьянина. Я была беспомощна, и все бы совершилось по желанию дяди, если бы только не пришла ко мне помощь Божия по молитве моих родителей благочестивых. В это время из Петербурга приехал гвардейский офицер, имение которого было рядом с имением моих родителей. В храме Божием случайно он меня увидел. Мы друг другу понравились, и он, зная, что я дочь богатых родителей, познакомился с моей родной бабушкой. Тогда я жила у нее, и она, как заядлая староверка, и меня заразила своим раскольническим настроением. Потому я, официально числившаяся православной, в глубине души была врагом Православия. Бабушка воспользовалась расположением ко мне будущего моего мужа и, выдавая меня за него замуж, постаралась взять с него клятвенное обещание, чтобы он меня не принуждал быть православной. Он обещал, и по своему благородству после вступления со мной в брак никогда ни словом не напомнил мне, что мы с ним разной веры. Бабушка умерла. Мой муж с молодости своей одевался очень легко, обувь он всегда носил кожаную, на легкий бельевой носок. Однажды, в начале января, по обычаю, были сильные морозы. Мой муж собирался ехать в город в тех же легких сапогах и носках. Я с удивлением спросила: "Неужели в такой легкой обуви не холодно тебе?" Муж ласково взглянул на меня и с улыбкою сказал: "Эх, дорогая моя, если бы ты знала благодатную силу единой святой Православной Церкви и помощь ее верным чадам своим, ты бы мне не сказала этого!" Слова мужа показались мне весьма обидными. Ими он, как мне думалось, сделал намек на то, что я не единой с ним веры и что в моей вере нет благодатной силы. Кроме того, его обращение со мной представлялось мне нарушением клятвы, которую он дал бабушке. Я в волнении ушла в свою комнату и не выходила к мужу дня три. Наступил канун Крещения Господня, или Крещенский сочельник. В этот день муж мой неизменно бывал в храме, получал там святую богоявленскую воду, с которой потом с великою радостью возвращался домой, неся с умилением, как он выражался, "великий дар неба". В день того памятного сочельника я страшно загрустила. У меня явилось непреодолимое желание видеть мужа. Часа в два дня, вижу, показалась наша серая лошадь. В санках сидит мой муж, в руках его голубой кувшинчик. Я, не отдавая себе отчета, спешу в переднюю встретить мужа, который, входя, с необыкновенным благодатным воодушевлением и радостью запел: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи..." и открыл крышку кувшина. В этот момент из кувшина явились три огненных языка, исшедшие из воды. Песнь в устах певца замолкла. Он рыдал как дитя от радости и умиления. Видя такое великое чудо благодати, почивающей во святой богоявленской воде, я познала душою и сердцем, что истина пребывает только во единой святой Апостольской Церкви, от которой я уклонилась по действию диавола. В тот же момент я в глубине души решила немедленно вернуться в лоно святой Православной Церкви и тут же о том сообщила своему мужу. Радости его не было предела. В тот же вечер мы с мужем поехали в свой приходской храм. В нем я и была присоединена к святой Православной Церкви. Состояние моей души было столь радостно, что подобная радость, думаю, возможна только на небе. Началось в храме чтение великого повечерия; каждое слово слышимых мною святых псалмов как бы острым резцом глубоко врезывалось в мою грешную душу. И особенно запечатлелись во мне тогда слова: "Грех юности моея и неведения моего не помяни..." Тут только я поняла всю тяжесть своего отступничества от святой Православной Церкви, и до сего дня с упованием на милосердие Божие прошу прощения и помилования за свой великий и тяжкий грех.
О ВЕРОТЕРПИМОСТИ
Можно ли считать, что католики, лютеране и верующие из числа других инославных исповеданий также находятся в Церкви? Вопрос получит ответ, если будет решен другой вопрос - дышит ли Дух Святой в иноверцах. По заповеди Господа о дереве надо судить по плодам. Каковы же "плоды Духа Святого" у иноверцев?
У лютеран не было и нет прославленных святых, т.е. христиан, овладевших высокими дарами Духа Святого Божия.
Ни в католичестве, ни, конечно, в протестантстве нет той степени чистоты в познании истины и пути спасения, которые есть в православии.
Судить Господь их будет менее строго, чем христиан из православных, для которых более открыта истина и указан более прямой путь ко спасению. Надо помнить, что "кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12,48).
По отношению к верующим из инославных исповеданий у христианина не должно быть отчуждения.
К ним надо относиться, как к братьям во Христе. Это не исключает, однако, опасений перед заимствованием от них неправильных взглядов и суждений в вероучении. Истинный христианин не пробует переубедить их одними спорами.
Он изливает на них свою любовь, ласку и внимание и через это овладевает их сердцем. А через последнее он легко может изменить и их ложные воззрения.
Нельзя осуждать и тех, кто не имеет вообще веры во Христа, которая есть дар Божий человеку.
Старец о. Алексей Зосимовский говорит так о способности к вере: "Нельзя никого судить за то, что он не может верить в Бога, так как и это бывает зачастую промыслительно. Христос может сделать чудо мгновенно. Он может в один миг сделать из гонителя ревнителя".
Вот один из примеров терпимости в этом отношении, который показал преп. Макарий Великий.
Он шел по дороге со своим учеником. Последний шел много впереди Преподобного. Повстречав языческого жреца, несшего бревно, ученик оскорбил его. Жрец избил ученика.
После этого жрец встретил преподобного Макария. Последний сердечно обратился к нему со словами: "Привет тебе, трудолюбец". Подобное отношение великого христианина, известного жрецу, произвело на последнего такое впечатление, что он пал перед старцем и стал затем христианином.
Веротерпимость и любовь к истинным христианам из инославных вероисповеданий не должна, однако, закрывать глаза наши на заблуждения в неправославных конфессиях.
ПАСТЫРСКИЙ ДОЛГ
(Из книги "Троицкие цветки с луга духовного ")
Это было в годы гражданской войны. Был субботний вечер, и над уездным городом Козловым разносился благовест церквей, как это бывало обычно перед праздничной всенощной.
В это время к Козлову подошли казачьи полки атамана Мамонтова. В городе начались аресты и расстрелы коммунистов и евреев.
На другое утро священник о. В. должен был служить праздничную Литургию. Перед самым началом ее, когда о. В. был уже в облачении, ему сообщили, что к площади подходит группа евреев, которых казаки ведут на расстрел.
Отец В. вышел из храма и с крестом в руках пошел навстречу этой группе. Он встал перед ней и загородил дорогу. Казаки остановились.
- Пусти нас, батько, иди с миром и не мешай нам делать свое дело, - сказал ему старый бородатый казак, начальник отряда.
- Я не могу совершать службу и приносить Бескровную Жертву в храме, когда за стенами льется невинная кровь.
- Что ты хочешь? - спросил казак.
- Я хочу взять себе всех ваших арестованных и сам пойду просить о них к атаману Мамонтову.
Священник твердо стоял на своем и не давал казакам дороги. Казачий конвой спешился и не смог противиться Божиему слуге.
Отец В. ввел арестованных в притвор и поручил прихожанам их охранять, а сам пошел служить Литургию. Казаки остались ждать у церкви решения атамана. После службы о. В. пошел к Мамонтову и добился освобождения арестованных. Неделю они жили под защитой церкви. Через неделю казаки ушли, и в город вошли красные. Духовенство города стали обвинять в том, что они встречали белых с колокольным звоном.
Но тут за них вступились евреи, многие из которых спасались от казаков в квартирах священников. Отцу В. пришлось и еще раз быть спасенным самому теми же евреями.
МОЛИТВА ПРАВЕДНИКА
(св. прав. Иоанна Кронштадтского)
На юге России жил состоятельный еврей - торговец и, вместе с тем, раввин местной синагоги. Его жена заболела раком пищевода. Болезнь под конец сделала пищевод непроходимым не только для пищи, но и для воды.
Местные врачи признали ее положение безнадежным, и она лежала крайне истощенная, в полном изнеможении. В страхе перед смертью женщина стала умолять своего мужа спасти ей жизнь. Видя глубокое горе еврея, близкие к нему по торговле русские и верующие люди стали советовать ему: "Пошлите телеграмму к отцу Иоанну Сергееву, он всем помогает".
Раввин послушался и послал телеграмму и сколько-то денег. Скоро пришла ответная телеграмма: "Молюсь. Будет здорова. Иоанн Сергиев".
Когда еврей сообщил содержание телеграммы жене, то та взволновалась и стала упрекать мужа: "Ты же раввин - и неужели сам не мог помолиться, а обратился к православному священнику?"
Видя жену в таком волнении, еврей растерялся и, чтобы успокоить ее, протянул стакан с водой. Женщина взяла его и, забыв, что уже не могла пить, свободно выпила воду.
Тут только оба заметили совершившееся чудо. Жена почувствовала голод и попросила есть. К большому удивлению мужа, еда также стала свободно проходить через пищевод.
Узнав о выздоровлении безнадежно больной, лечившие ее врачи были изумлены.
Преп. Амвросий Оптинский
(Из письма к графу А. П. Толстому)
НЕДАРОМ СОБЛЮДАЮТСЯ БОГОМ РАЗНЫЕ ПЛЕМЕНА И НАРОДЫ
Ваше Сиятельство!
С января месяца сбирался отвечать на письмо ваше, но до сих пор никак не собрался, то по немощи телесной, то по недосугу; и дотянул до праздника Святыя Пасхи, с которым теперь и поздравляю вас от всей души, желая вам провести всерадостное торжество сие в возможном здоровье и утешении духовном. У нас слышно было, что в середине или в конце Великого поста предположено было в вашей домашней церкви крещение татарского, или черкесского, муллы. Если это совершилось, поздравляю вас и с этою радостью, потому что и на небеси бывает радость о едином грешнике кающемся. Крещение этого муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к православной Церкви абиссинца и несколько других подобных примеров навело нас на ту мысль, что недаром Богом соблюдаются разные племена и народы, с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной; потому что хотя не часто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству. Святой Иоанн Златоуст в одном месте говорит: "Един богоугождаяй Господу паче тьмы нечестивых". Значит, если из тьмы нечестивых един обратился ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого единого обратившегося соблюдает целое поколение, от которого он происходит. Тот же святой Златоуст эту мысль подтверждает примером праведного и многострадательного Иова, который есть потомок возненавиденного Богом Исава, примером Авраама (которого отец Фарра придерживался язычества и даже делал языческие идолы, но чудом чрез сына обратился к истинному Богу) и другими примерами. А если уже какое племя или род будут так нечестивы, что от них не может произойти ни одного праведника, тогда, по псаломскому слову, это семя нечестивых истребится.
Вот что нам пришло в голову при наступлении праздника Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, то и сообщаем вам, не находя ничего сказать по содержанию письма вашего. Потому что не знаем хорошо подробностей тех вещей, о которых пишете. Но высказанная мысль отдалила меня от того, что я хотел сказать вам. Так как вы, по своему благому усердию и христианскому чувству, взяли на свою обязанность обращение подобных людей и стали даже крестить их в своей домашней церкви, - то мне пришло желание написать вам утешительные слова св. Иакова, брата Божия: "Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов" (Иак. 5,1.9-20).
О ДЕЙСТВЕННОСТИ НАШИХ МОЛИТВ ЗА БЛИЖНИХ
Опыт жизни говорит, что и в тех случаях, когда мы хотели бы исправить недостатки наших ближних, самым действенным средством для этого является не увещевание их, а молитва за них.
Увещевание может действовать лишь при наличии у нас кротости и великой любви к ближним, а также наличии у ближних нашего авторитета; этого чаще всего у нас недостает, и поэтому увещевания вызывают у ближних большей частью лишь раздражение и враждебность.
Почему же не все молитвы за ближних исполняются, и каковы условия для надежды на благоприятные последствия молитвы? На этот вопрос так отвечает старец Силуан: "Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы.
Но не должно смешивать желание молиться, которое внушает Господь, с желанием, которое рождается по пристрастию к тому, о ком молишься".
Очевидно, что в последнем случае молитва не всегда так исполняется Господом, как в первом случае, когда молятся по внушению от Господа.
Один из иноков спросил преп. Варсонуфия Великого: "Могу ли одни молитвы святых испросить прощения грехов без покаяния самого согрешившего?" Преподобный ответил: "Если человек сам не потрудится по силе своей и не присоединит собственного труд к молитвам святых, то никакой не получит пользы от того, что святые будут за него молиться.
Когда они будут поститься и молиться за него, а он будет сластолюбствовать и вести себя беспорядочно, то какую пользу принесет молитва о нем? Ибо здесь сбывается сказанное в Писании "Когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления?" (Сир. 34,23).
Если бы возможно было, что человек, о котором молятся святые, спасался, ни мало не внимая себе, то что препятствовало бы святым спасать таким образом всех грешных мира сего?"
Поэтому епископ Феофан Затворник пишет: "Молитва других о нас бывает сильна только тогда, когда есть и наша собственная молитва".
Однако следует заметить, что из общего правила бывают и исключения. Эти исключения бывают тогда, когда горячность любви ближнего и его неотступность в молитве за согрешающего бывают очень сильны.
Блаженный Августин был в молодости совращен в ересь манихеев и вел далеко не добродетельную жизнь. Его благочестивая мать Моника горячо молилась о спасении его души и много плакала о сыне.
"Такие слезы и молитвы не будут отринуты Богом", - предсказал ей один епископ. И, действительно, ее молитвы были услышаны, и Августин стал одним из великих учителей древней христианской церкви.
В жизнеописании старца о.Алексия М. рассказывается о случае, когда по его молитвам и по неотступным молитвам его духовной дочери муж последней, неверовавший в течение своей жизни, - уверовал на смертном одре, покаялся и причастился Св. Тайн.
Следует сказать, что этот человек с симпатией относился к старцу о. Алексию, принимал посылаемые ему просфорки, которые ел за чаем. Иногда у христианина может возникнуть также вопрос - достаточно ли одной его молитвы при какой-либо серьезной просьбе к Господу.
На это так отвечает преп. Варсонуфий Великий:
"Хотя грешный и потрудился несколько сам, он имеет нужду в молитве праведного. Ибо апостол говорит: "Много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5, 16). Но когда святой и праведный молятся за грешного, то и грешный, по силе своей, должен содействовать молению святых покаянием; будучи сам собою недостаточен к уплате долгов своих, он принесет малое, а молитвы святых - многое.
Например, кому-нибудь надобно перенести десять мер пшеницы, а он не может понести и двух, но найдет богобоязненного человека, который понесет за него девять мер, а ему оставит только одну и таким образом даст ему возможность спастись".
МОЛИТВА ОБ ИСПРАВЛЕНИИ БЛИЖНИХ
Кажется, нет большей скорби у христианина, как видеть своих ближних, утопающих в неверии, грехе или небрежении о спасении своей души.
Слова, убеждения и даже слезы всего чаще не помогают, и душа ближнего пребывает мертвой духовно.
Остается лишь надежда на Бога и на молитву о душевно погибающем. Но как часто долго и очень долго не замечается успех от таких молитв.
Ниже приводятся слова ободрения для подобных случаев, когда как будто бы нет результатов от молитвы за погибающих (перевод с французского - неизвестного автора).
* * *
"Бедные матери и жены. Идите и скажите дома на молитве Господу все то, что не решаетесь сказать вашим ближним и любимым, огорчающим вас своим неверием. Несите ваше бремя ко Христу, как когда-то к Нему несли разбитого параличом, который сам не мог или не хотел идти к Благому Пастырю.
Идите и просите за овцу заблудшую и скажите просто: "Господи, пожалей еще эту душу".
Пусть Господь будет для вас Светильником, Ему доверьте все ваше беспокойство, подчас отчаяние. У Него спросите - что надо делать и как надо говорить с погибающим. Одно слово, пришедшее во время молитвы, стоит больше, чем все наши человеческие измышления. И это слово, помимо вас, в час, когда мы того не ждем, западет в любимую душу, останется в ней и в тиши сделает свое дело.
Вы удивляетесь, что результаты так малы после многих лет усиленных молитв. Это оттого, что вы не умеете смотреть, да и не можете знать всего. Если любимая заблудшая душа совершила хотя бы одним грехом меньше - уже хорошо. Если поделится она с вами своей тревогой, если будет меньше осуждать ваши набожные навыки, не будет насмешки - это уже достижение.
Пока вы молитесь на коленях за эту дорогую вам душу, вы не видите, что происходит в этой душе, не видите ее борьбы и угрызений совести, хотя бы подавляемых. Если бы вы видели, как Сам Господь старается ее вернуть к Себе, повлиять на ее волю... вы бы продолжали молиться без конца. Лишь бы у вас хватило терпения, чтобы ожидать, и постоянства, чтобы не бросать начатого.
Не умея ждать, набожная мать или жена бывает требовательной. Ей хочется торопить дело обращения, а это как раз действует в обратном направлении. Нет постоянства и оттого работу приходится начинать сначала. Не теряйте мужества. Почва тяжелая для работы, но каждая молитва для нее - капля благодатной росы".
ОБЕЩАНИЕ ГВАРДЕЙСКОГО ОФИЦЕРА
Знала я одну благочестивую женщину, у которой был сын - гвардейский офицер, который, забыв Бога, вел разгульную жизнь. Мать не могла на него повлиять и лишь усердно молилась Божией Матери о спасении его души.
Умирая, она позвала к себе сына и просила дать ей слово исполнить ее предсмертную волю. Сын дал согласие. Тогда мать сказала: "Когда ты меня похоронишь, то пойди в такую-то церковь и там приложись к такому-то чудотворному образу Царицы Небесной".
Как громом поразила сына эта просьба умирающей матери. При его тогдашней разгульной жизни исполнение этой просьбы казалось ему чем-то ужасным, так как вера в нем еще не совсем погасла, и он понимал, что такое кощунство.
Мать умерла... Несмотря на глубину своего падения и ужас перед святыней, сын не считал возможным нарушить слово офицера и заставил себя идти в церковь.