Июнь 09, 2007

О кознях врага спасения, и как противостоять им

О КОЗНЯХ ВРАГА СПАСЕНИЯ, И КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ИМ

Испытавшему на себе козни врагов должно в предостережение других знакомить с таковыми.

Прп. Антоний Великий Блаженны те, кои трудятся в познании истины, они успокоили себя от всякой скорби и коварства демонов и тем более от рабства тому, кто препятствует человеку во всяком добром деле.

Авва Исаия Бог требует от человека, чтобы он просил у него духовную силу распознать козни диавола.

Прп. Симеон Новый Богослов Для чего нам надо читать учения св. Отцов? Для того чтобы, поучаясь в них, могли познавать свои страсти, и немощи, и с кем имеем борьбу; как употребить орудие и как вести брань с врагами нашими.

Прп. старец Макарий Оптинский Подвижническая жизнь есть не что иное, как… непрерывная борьба против невидимых врагов.

Прп. Феодор Студит Встань, возлюбленный, ободрись, постарайся постоянно читать Божественные книги прилежно, чтобы они научили тебя тому, что нужно делать, чтобы избежать сетей вражиих и получить вечную жизнь.

Вся война, которую мы и бесы воздвигаем между собою, ведется относительно созерцания сущностей и познания Святой Троицы. Они хотят помешать нам приобрести знание, а мы стараемся научиться. Бесы не могут выносить умную молитву, заботу о молитве.

Прп. Евагрий Молитва является одним из наиболее действенных оружий против бесов, в особенности краткая напряженная молитва.

Та же самая душа есть или община и сестра бесов, или же Бога и Ангелов. И если она прелюбодействует с диаволом, она становится негодной Небесному Жениху.

Прп. Макарий Великий Диавол, ниспадший из своего небесного чина за гордость, непрестанно усиливается увлечь в падение и всех тех, кои от всего сердца желают приступить к Господу, тем же самым путем, каким и сам ниспал, то есть гордостью и любовию к суетной славе. Этим-то берут нас демоны, этим-то и другим подобным думают они отдалить нас от Бога.

Прп. Антоний Великий Демоны не суть видимые тела, но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темные, ибо, принявши эти помышления, мы принимаем самих демонов и явными делаем их в теле.

Прп. Антоний Великий Хотя демоны приносят душам нашим искушения, но без нашего соизволения произвести их в дело не могут.

Авва Исаия Если мы вообще отвергаем все губительные внушения бесов, то они оставляют нас и не осмеливаются более приступать к нам. Злые духи знают, что, когда Бог попустит им искушать преданного Ему человека, через то уготовляет им большее наказание.

Прп. Антоний Великий Мы верим, что демоны также ведут брань не без труда. Ибо и сами они в этой брани имеют некоторое беспокойство и скорби, особенно когда сразятся с более сильными соперниками, то есть святыми и совершенными мужами.

У всех демонов существует враждебная ненависть к людям, но сильнее к христианам, а самая сильная - к монахам и тем, кто посвятил себя Богу.

Если же кто поверит внушению врагов и примет мысли их такие, что он не спасется, или что он будет осужден, или будет отвержен Богом, или что предопределен к погибели, то душу такого человека (если он не покается) бесы увлекут к себе, потому что он отчаянием своим отверг искупление, и уничтожил милосердие Божие, и, подобно Каину, счел свои грехи превышающими милосердие Божие.

Пустою боязнью темных сил не унижай детской Господу преданности и своей на Него надежды.

Св. апостол Ерма Шестью помышлениями: о Боге, о страдании Христовом, о часе исхода нашего, о дне суда, о страшном мучении и о вечной жизни - душа праведного побеждает врага и так охраняется от него.

Авва Орсисий Надо веровать, что ничего не случится с нами без Промысла Божия. А потому никогда не надо предаваться ни печали, ни малодушию, но о всем благодарить Господа.

Великое счастье, когда при мысленной брани есть человек, которому можно исповедаться… Враг рода человеческого ненавидит путь (откровения помыслов) и всячески старается воспрепятствовать рабу Божию, желающему стяжать милость Божию частым исповеданием своих грехов. Такое делание начинает умерщвлять мало-помалу страсти.

Духовную брань с духами злобы нужно вести смирением, частым исповеданием, молитвою.

Откровение - даже письмом - имеет силу. Пишите, пишите все… Как напишете, так все и разлетится.

Откуда произошло зло? - „Не из праха же и из земли возникают бедствия“ (Иов. 5, 6) - но от того, который сказал: „На небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой… буду подобен Всевышнему“ (Ис. 14, 13-14), то есть от диавола зло.

Бесы искушают монахов. 1. Они стараются отклонить монаха от подвижнического пути и внушают бросить монастырь. 2. Искушают дурными мыслями и плотскими желаниями. 3. Пытаются испугать, устрашая всевозможными видениями, являясь в виде тигров, змей и прочих гадов.

У верующего великое множество благодетельных средств к врачеванию его, к утешению, освящению, а также к отгнанию невидимых врагов. Исповедь, Св. Причащение, чтение Слова Божия, усердная молитва, посещение храма Божия, призывание на помощь святых и Ангела Хранителя, частое произношение имени Иисусова, крестное знамение, мощи святых, чудотворные иконы, Богоявленская вода, просфора, антидор, артос, помазание св. елеем - все это для верующего великое пособие в горе, в унынии, в болезни, при нападении искушений, врагов. А как немногие прибегают к этим средствам для своего духовного утешения!..

Надобно знать, что добродетель терпения обыкновенно упражняется тремя способами. Ибо мы иное терпим от Бога, иное от древнего врага, а иное от ближнего. От ближнего мы терпим преследования, вред и поношение; а от злого духа - искушения; от Бога же - вразумления. Но во всех этих трех способах ум бдительно должен осматривать сам себя, дабы против обид со стороны ближнего не увлечься желанием воздаяния злом за зло; дабы против вражиих искушений не приклониться к услаждению или согласию на беззаконие; дабы против вразумлений Создателя не пасть в ропот…

Свт. Григорий Двоеслов Злыми делами нашими питаются демоны и получают силу воевать против нас, а нашим удалением от зла они наполняются алчбою и обессиливают.

Уже один рассказ о своем состоянии (искушений), обнаружение перед другими (особенно перед духовным отцом) часто является достаточным, чтобы искушение прошло; духи тьмы боятся света, боятся все своего обнаружения и уходят, когда их козни обнаруживаются перед другими. Вот почему так ценится откровение помыслов старцу в монастырях.

Все разумные существа: Ангелы, и души, и демоны - от Создателя, сотворены суть простыми и не имущими никакого примешения. Что же некоторые из них впали во грех и злобу, се произошло от свободной их воли. Ибо они самопроизвольно отступили от истинного разума. Ежели мы скажем, что они от Творца таковыми созданы суть, то мы поставим Бога неправедным Судиею, когда он ввергает сатану в огонь.

Прп. Макарий Великий Ежели кто, услышавши Слово Божие, будет подвизаться, и все житейские прелести отринет, и сети мирские расторгнет, и все плотские похоти отженет - тогда, от всего того себя освободивши, утвердяся в Господе, может уразумети, что есть в сердце его иная брань, иное тайное сопротивление, иная война в мыслях от злых духов и иной предлежит подвиг… И тако, пребывая в Господе, может получить внутреннюю свободу от сетей и от духов лукавых.

Для чего Бог попустил диаволу искушать нас? - Для того, чтобы, опасаясь и ожидая брани его, мы непрестанно бодрствовали, трезвились, и, одерживая победу, умножали венцы.

Духовн. Маргарит Если бы не было искушающего и утесняющего нас сатаны, то не сделалось бы явным, кто усерден, кто неблагоискусен и ленив.

Прп. Нил Синайский Нужно иметь великую бдительность, потому что не спит враг наш (диавол): он древле низринут из рая, а ныне не допускает восходить на небо.

Св. Иоанн Постник

Не столько мы стараемся о своем спасении, сколько диавол о нашей погибели.

Диавол восьмую уже тысячу лет упражняется в искусстве прельщать человеков.

Дух злобы нередко, и особенно в настоящее время, внушает грешнику неверие в самое бытие злых духов, чтобы тем сильнее подчинить его своему пагубному влиянию на него.

Диавол для того и убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в геенну.

Свт. Иоанн Златоуст Война с диаволом прекращает другую войну - против Бога. Враждуем с диаволом - это значит примиряемся с Богом.

Свт. Иоанн Златоуст Диавол обвиняет Бога пред людьми, людей пред Богом и людей пред людьми же.

Хотя бы что и полезное внушали демоны, и тогда Господь запрещает их слушать.

Враг исконный не только шуими - пороками, но и десными - самими добродетелями - запинает человека.

Враг нашего спасения обыкновенно поступает так, что когда мы живем в беззаконии, то представляет нам грех вещию маловажною, до которой Царю неба и земли, по самому величию Его, нет будто никакого дела; а когда увидит, что мы начинаем каяться во грехах и решаемся разорвать узы страстей, то изображает Бога немилосердным Судиею, а грехи наши совершенно неотпустительными.

Свт. Иннокентий Херсонский До падения нашего в грех демоны представляют нам Бога человеколюбивым, а по падении неумолимым.

Прп. Иоанн Лествичник Храни внутренний мир среди искушений, и если почувствуешь беспокойство в сердце твоем, то не обнаруживай его никакими внешними знаками, чтобы удалить диавола, который, не могши проникнуть в глубину души твоей, судит о ней по внешним твоим действиям и который, отчаявшись овладеть ею, отступит от тебя, может быть, в то время, когда ты уже ослабел и готов был уступить ему. Точно так и неприятель, осаждая город, храбро защищаемый и показывающий готовность выдержать долговременную осаду, иногда снимает осаду в ту самую минуту, как город готовится уже к сдаче, потому что не знает ни вреда, какой производят огнестрельные орудия его в городе, ни смятения и страха осаждаемых жителей.

Обращайтесь умом и сердцем вашим к небу и вечности и не будете уловлены от диавола. Птица, чем выше летает, тем бывает безопаснее; а когда вниз, на землю спустится, то легко может быть поймана или застрелена.

Свт. Тихон Задонский Делай постоянно что-нибудь доброе, чтобы диавол всегда находил тебя занятым. Блж. Иероним Ни к кому удобнее диавол не приступает, как к живущему в праздности и лености.

Свт. Тихон Задонский Будем всегда заниматься делами духовными, и особенно молитвою, дабы всегда, как только приступит, как только покусится подойти к нам враг, находил он наше сердце и затворенным для него, и вооруженным.

Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное что пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же остывает, тогда они садятся на него. То же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его.

Авва Пимен Молитва верующих есть величайшее мучение и ужас для злых духов.

Прп. Нил Синайский Сердечная в молитве теплота есть для демонов жгучее пламя.

Как никто не смеет приблизиться к тому, кто беседует с царем земным и пресечь беседу, которую он ведет, так и демоны не дерзают приблизиться к тому, кто с Богом беседует.

Прп. Симеон Новый Богослов Относительно злых духов известно, что и сих отверженцев Господь готов был бы принять, но они сами того не желают в ожесточении своей гордыни.

Архиепископ Никон Вологодский

Признаки, по коим можно распознать присутствие злых и добрых ангелов

Видение св. Ангелов бывает невозмутительно. Являются они обыкновенно безмолвно и кротко; почему и в душе немедленно рождается радость, веселие и дерзновение; душевные помыслы пребывают невозмутимыми; душа исполняется желанием будущих благ и общения со святыми. Если же иные и приходят в страх от внезапного явления к ним добрых Ангелов, то явившиеся в то же мгновение уничтожают это своею любовию, как поступил Архангел Гавриил с праведным Захариею, и Ангел, явившийся женам на гробе Господнем, и еще Ангел, сказавший пастырям Вифлеемским: не бойтеся. И ощущается страх в таком случае не от душевной болезни, но от сознания присутствия Высших Сил. Таково видение святых… Нашествие же и видение злых духов бывает возмутительно - с шумом, гласами и воплями, подобно нашествию разбойников. От сего в душе происходит боязнь, смятение, беспорядок помыслов, уныние, печаль, страх смертный и, наконец, худое пожелание, нерадение о добродетели, нравственное расстройство. Поэтому, если, увидев явившегося, приходите в страх, но страх ваш немедленно уничтожен, и вместо него в душе вашей появилась неизглаголанная радость, благодушие, дерзновение, воодушевление, невозмутимость помыслов, любовь к Богу, то не теряйте упование и молитесь; а если чье явление сопровождают смятение, внешний шум, мирская пышность, угроза смертию и т. п. - то знайте, что это нашествие злых духов.

Прп. Антоний Великий

Козни князя лукавства.

Сатана сотрясает души людей и решетом, то есть земными делами, просеивает весь род грешный человеческий. Со времени падения, как преступил Адам заповедь и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всех сынов века сего просеивает и приводит он в столкновение в решете земли. Как пшеница в решете у просеивающего бьется и, взбрасываемая непрестанно, в нем переворачивается, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, нечистым пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя весь грешный род Адамов… Люди приводятся в колебание непостоянными помыслами боязни, страха, всякого смущения, пожеланиями, многообразными всякого рода удовольствиями. Князь мира сего волнует всякую душу, не рожденную от Бога, и, подобно пшенице, непрестанно вращающейся в решете, разнообразно волнует человеческие помыслы, всех приводя в колебание и уловляя мирскими обольщениями, плотскими удовольствиями, страхованиями, смущениями.

Свт. Феофан Затворник

Как видят нас темные силы?

Кроме Ангелов и святых, видят нас невидимо для нас и темные силы. Только они, когда душа светла, не могут смотреть на нее, боясь, подобно нетопырям, света, а воззревают на нее лишь тогда, когда она помрачаться начинает. Они всюду стаями шмыгают, и, как только заметят где потемненную душу, тотчас нападают на нее огулом, и начинают вертеть ее туда и сюда помыслами, страстными желаниями и волнением чувств… Они покушаются подкрасться и к светлым душам, но бывают отражаемы и поражаемы, как стрелою, лучами света.

Свт. Феофан Затворник Не дивись, видя, что и любимые тобою враждуют против тебя, - это кознь лукавого.

Не оскорбись, если будут худо говорить о тебе, - это действие нечистейших духов, старающихся устраивать препятствие человеку к получению духовного разума, обретаемого в кротости.

Свт. Антоний Великий

В чем сущность и цель деятельности диавола?

Сущность и цель деятельности диавола составляет искоренение добра и распространение зла, ибо диавол при многочисленности видов страстей не только сам с собою в раздоре, но то же производит и в других как человекоубийца искони и противник добра.

Свт. Григорий Богослов

О действовании диавола на человека

Мы не видим вражеской деятельности глазами, но зато он на нас действует невидимо: на ум - богопротивными помыслами, а на волю - богопротивными желаниями. В согласии человека или несогласии с такими помыслами и желаниями и заключается союз и общение человека или с падшими духами, или с добрыми Ангелами. Для истинного христианина вся жизнь проходит в непрерывной брани, в постоянных падениях и восстаниях. Но как понять эту брань? - С кем? - С помыслами и желаниями.

Деятельность падших духов есть противление воле Божией, деятельность эта наполнена злобою, завистью и ненавистью против Бога и против всякого человека, исполняющего волю Божию. Желание сделать из каждого смертного общника горькой своей участи составляет отличительный характер падших ангелов.

Ежели человек ведет свою жизнь в характере падших духов, то понятно, что он с ними в союзе и общении, ибо послушно исполняет внушение их воли.

Сила падших ангелов, ежели бы не ограничивалась Богом, погубила бы всех и все. Но без попущения Божия они ничего не могут сделать не только человеку, но и животному, что доказывает их прошение, обращенное к Иисусу Христу: перейти из бесноватого в стадо свиней, чего не могли сделать без попущения Божия (Мф. 8, 31).

Полчища демонов, подчиненных князю их, пребывают в воздухе. Священное Писание свидетельствует, что они имеют те же чувства, что имеет и человек: зрение, слух, обоняние и осязание.

Злые духи, являясь угодникам Божиим, предсказывали будущее, как например: искушения, имеющие постигнуть св. Иова многострадального, поражение царя Израильского Ахава, искушение св. Иоанна, архиепископа Новгородского, и другое. Но давать какую-либо веру подобным искушениям нет ни малейшего основания, ибо, говоря вообще, будущность им так же неизвестна, как и нам, и потому по большей части они как сами обманывались, так и людей обманывали и обольщали.

Диавол, ниспавший из чина высших ангелов с своими духами, осужден на пребывание в воздухе, как в тюрьме.

Блж. Августин. То же говорили свв. Евсевий, Златоуст, Феодорит.

Об искушениях диавольских

Коль скоро кто начнет приходить в себя (раскаиваться) и задумывает начать новую жизнь по воле Божией, тотчас приходит в движение вся область сатанинская: кто с чем спешит, чтоб рассеять добрые мысли и начинания кающегося. Не успеют отклонить - стараются помешать доброму покаянию и исповеди; здесь не успеют - ухитряются посеять плевелы среди плодов покаяния и трудов в очищении сердца; не успевают духа внушить - покушаются добро покривить; внутренне бывают отражаемы - внешне нападают. И так до конца жизни. Даже умереть спокойно не дают и по смерти гонятся за душою, пока не минует она воздушные пространства, где они витают и держат притоны. „Как же - ведь это безотрадно и страшно?“ Для верующего ничего тут нет страшного, потому что бесы только хлопочут около богобоязливого, а силы никакой не имеют. Трезвенный молитвенник стрелы из себя на них пускает, и они далеко держатся от него, не смея подступить и боясь испытанного поражения. Если же успевают в чем, то по нашей оплошности.

Свт. Феофан Затворник

О сатане и неверующих

Что сатана противится - это не диво: его и имя такое - противник истины и добра; ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор - и не для чего другого, как только на зло, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не тот ли дух богоборчества владеет и неверами?

Если по словам праведного Иова (7, 1) жизнь наша на земле есть война, то это надобно сказать особенно по отношению к духам злобы. Так же и апостол Павел представляет жизнь христианина под образом непрерывной брани с духами злобы. „Облекитесь во всеоружие… потому что наша брань, - говорит он, - не против крови и плоти (то есть бренных, слабых людей), но против… мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый… и угасить все раскаленные стрелы лукавого“ (Еф. 6, 11-13 и 16). И апостол Петр говорит: „Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить“ (1 Пет. 5, 8). Как вначале по вражде на Бога и по зависти счастию первых людей диавол (Прем. 2, 24) обольстил их, ввел во грех и подверг за то погибели, так и ныне диавол с своими подчиненными духами по той же причине непрестанно воюет против нас. Враги эти чрезвычайно хитры, злобны и сильны, и нападения их страшны и гибельны… Чтобы с успехом отражать их нападения, надобно знать:

1. Хитрости, способы нападения их.

2. Для чего Бог попускает им искушать нас.

3. Зачем побеждать их.

4. Как вести себя после всякой жестокой брани.

Как бесы нападают на людей

Бесы редко нападают на людей с открытою злобою, а большею частию лестию, обманом вовлекают в грехи под личиною благовидною, обещая удовольствие, счастие. Хитростей у них так много и так они тонки, что только строгие, просвещенные благодатию Божиею подвижники ясно видели и разрушали их козни. Бесы действуют: а) и непосредственно на душу нашу, б) через плоть нашу, в) посредством людей, г) посредством разных вещей и обстоятельств нашей жизни.

а) Св. подвижники (Авва Матой) говорят, что бесы не знают нашего внутреннего состояния, сокровенных мыслей, желаний, намерений, замечают только их проявления, господствующие наклонности душевные и телесные, издали всевают худые помыслы и смотрят, как они приняты; в ком замечают слабые стороны, на них сначала и действуют.

б) Бесы прежде и больше всего действуют на наше самолюбие, на темпераментальные склонности, плотские страсти, через них стараются вовлекать людей в грехи. Это видно из истории обольщения древним змием первых людей в раю. Польстив их самолюбию обещанием обожения, возбудив три главные страсти: похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, помрачив ими разум, змей вовлек их в грех преступления заповеди Божией и подверг величайшим несчастиям. Эти страсти диавол хотел возбудить, когда приступил к Спасителю с искушением после 40-дневного поста и молитвы в пустыне Иорданской (Мф. 4, 1-11). Диавол хитро подступает в виде советника доброжелательного, он не станет с первого раза предлагать то, что кому не нравится, а сначала присмотрится к свойствам, наклонностям, и что кому больше нравится, то и станет предлагать, и притом с постепенностию, начиная с самого малого, доходит и до великого. Например, он не станет с первого раза делать грубый порок, например, блуд, от которого неиспорченный человек отвращается, а сначала будет внушать ему пожалеть себя, поберечь свое здоровье, не изнурять себя воздержанием, постом: не в посте святость и спасение; успев отклонить от поста, воздержания, он внушает нечистые помыслы и желания, потом доводит и до греховных дел, а потом и вовсе порабощает пороку. С такою постепенностью, искусством диавол действует и на другие страсти и мало-помалу доводит до порочных дел, обещая за это разные удовольствия, выгоды, славу, счастье.

Кто поддается его внушениям, того он мало-помалу увлекает от одного порока к другим, более тяжким, пока не доведет до глубины зол и погибели. Если диавол не успеет запутать какою-нибудь страстию внимательных к себе, то, по словам св. Иоанна Лествичника, старается ввести в другую крайность: влагает желание добродетелей, невозможных для них, побуждает искать высоких совершенств прежде времени с тем, чтобы они не получили их в свое время.

в) Если кто не поддается непосредственным внушениям диавола, на того диавол начинает действовать через людей: подводить к тому людей негодных, послушных ему во всем, для знакомства, дружества, чтобы они, расположив к себе искушаемого, мало-помалу стали отвлекать его от пути благочестия, приучать к своему худому образу мыслей, к своим нравам, привычкам, мирским обычаям и потом своими ласками под видом любви, дружбы, обещанием разных удовольствий завлекали в пороки. Если эти хитрости не удаются, то диавол уже с злостию вооружает на подвижника окружающих его порочных людей, побуждает делать над ними насмешки порицания, уязвлять презрением, уничижением, клеветою, даже притеснением, обидами.

г) Диавол не упускает случая воспользоваться для своих козней и обстоятельствами жизни нашей: при благоприятных обстоятельствах старается внушить гордость, величавость, пренебрежение к низшим, при богатстве - роскошь, пышность и т. п., а в расстроенных обстоятельствах к естественной скорби прибавляет и свой яд ропота, уныния, старается довести до отчаяния и проч.

Много коварных сетей у диавола. Не успел поколебать душу бедностью, он уловляет ее богатством. Не одолел ее оскорблениями и поношениями, вооружается на нее похвалами и славою. Не возмог обольстить душу удовольствиями, он покушается сокрушить ее невольными скорбями. Если человек побеждает диавола крепостью, диавол посылает на него болезни. Испросив себе позволение, он поражает тяжкими болезнями с тем, чтобы люди малодушные ослабели в любви к Богу.

Св. Синклитикия

После сказанных козней диавол иногда, по попущению Божию, нападает уже с явною адскою злобою на подвижников благочестия, колеблет сомнениями веру в Бога, надежду и любовь к Нему, всевает в них даже хульные помыслы на священные предметы, на св. угодников Божиих, даже на Самого Бога. Этому страшному искушению подвергаются только ревностные подвижники благочестия, которых диавол не мог поколебать вышесказанными кознями; впрочем, и они подвергаются искушению только в такой мере, в какой Бог попускает диаволу. Да и указанными кознями диавол искушает не всех людей в одинаковой мере. Он мало искушает безбожников, неверов, еретиков, раскольников, вообще неправоверующих, потому что одного неправоверия достаточно для их погибели, которой только и желает диавол. Притом такие люди всегда заражены бывают духовною гордостью, которая одна без других пороков может погубить душу навеки. Смирения они не могут и приобрести без благодати Божией и без правой веры в Иисуса Христа. Диавол даже с злым намерением оставляет их в покое, не вовлекает в грубые пороки, чтобы они больше тщеславились своею, по наружности приличною, честною жизнию перед православными, которых он старается вовлекать в грубые пороки самомнения, самонадеянности, чтобы этим обмануть неправомыслящих, а православных поколебать сомнениями в правоверии и пороками довести до погибели. Св. Иоанн Лествичник говорит: „Бесы и страсти отходят от души иногда на некоторое время, а иногда и навсегда, но многие не знают, по каким причинам они оставляют нас. От некоторых не только верных, но и неверных отошли все страсти, кроме одной (гордости). Сию одну бесы оставляют как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей, ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба“.

„Известно мне, - говорит св. Иоанн Лествичник, - и другое отступление оных зверей (бесов). Оно бывает тогда, когда душа совершенно утвердится в греховных навыках“. На живущих в мире беспечности, по словам св. Иоанна Лествичника, диавол также меньше нападает, нежели на усердных подвижников, посвятивших себя на служение Богу. Вор не пойдет в хижину бедняка, где нечего взять, а старается вломиться в кладовую богача, где много разных сокровищ, чтобы поживиться ими. Но вообще бесы искушают людей только в той мере, в какой Бог попускает им, а без попущения Божия бесы ничего не могут сделать с людьми.


Hosted by uCoz