Июнь 09, 2007

Житие преподобного Александра Свирского

Житие преподобного Александра Свирского

Родился прп. Александр 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришёл в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мiръ ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нём и, наконец, по Воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трёх родах жизни монашествующих. И вот, воодушевлённый этой беседой, задумал он идти на «северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет великий осенил его. Когда он пришёл на Валаам, игумен принял его и постриг его с именем Александра в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришёл на Валаам, разыскивавший его отец, преподобному удалось не только успокоить раздражённого отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать с именем Васса. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре. Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове ныне именуемом Святым, и провёл там 10 лет. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек. Сохранилась и ископанная преподобным Александром для самого себя могила. Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос: «Александръ, изыди отсюда и иди на прежде показанное место, на немъ же возможеши спастися». Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу реки Свири. Это было в 1485 году. Там он нашёл «боръ красенъ зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отвсюду и никтоже тамъ отъ человекъ прежде живяше». Хижину свою преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделённое от него Стремниной горой. Здесь он провёл в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, «а зелием зде растущимъ». Бог открыл свой светильник боярину Андрею Завалишину, а через него потом и многим людям. Обитель стала возрастать, а слава о дарах прозорливости и врачевания недугов, данных её настоятелю облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный ещё при жизни ублажил Александра Свирского как святого.

Явление Святой Троицы.

На 23 году поселения преподобного в пустыни, большой свет явился в его храмине и он увидел трёх мужей вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною «паче солнца». Из уст Их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши въ Триехъ Лицахъ Глаголющего съ тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущной Троицы… Азъ же ти миръ Мой оставляю и миръ Мой подамъ ти». На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всём послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.

Явление Богородицы.

За несколько дней до кончины своей, Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезою. И вот… Когда уже закладка была совершена, однажды ночью, по окончании обычного молитвенного правила, преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а на основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окружённая сонмом безплотных Сил Небесных. Преподобный пал лицем на землю пред величеством Славы Ея, так как не мог видеть сияния этого невыразимаго света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.

«За годъ до кончины своей Преподобный, призвавъ къ себе всю братию и объявивъ имъ, что скоро наступитъ время преставления его отъ временной сей прискорбной и многопечальной жизни въ другую – Вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначилъ после себя четырёхъ священно-иноковъ: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо изъ нихъ во игумена. Затемъ, до самой кончины, не переставалъ поучать свою братию Богоугодному житию. Скончался же Преподобный Александръ 30 августа 1533 года 85-ти летъ отъ рождения и, согласно предсмертному завещанию его, погребёнъ былъ въ отходной пустыне, близъ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря. Въ 1547 году онъ былъ причисленъ къ лику святыхъ. Все имевшие различные недуги, приходя къ честному гробу его и съ верою припадая къ нему, получали обильно исцеления: слепые прозревали, разслабленные укреплялись въ членахъ, страдавшие другими болезнями получали совершенное выздоровление, изъ бесноватыхъ прогонялись демоны, бездетнымъ подавалось детородие. Дивный во Святыхъ Своихъ Всеблагий Богъ нашъ, прославляющий Угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволилъ и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как великое светило, положить въ Церкви Своей, чтобы оно осиявало тамъ своими преславными чудесами» (составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии).

Первое обретение мощей святого прп. Александра Свирского.

«По прошествии 107 летъ и 7Ѕ месяцевъ со дня кончины Преподобнаго Александра, а именно въ Апреле 1641 года отъ Р.Х., игуменъ Свирскаго монастыря Авраамий съ братиею, намереваясь строить над теломъ Преподобнаго Александра каменную церковь, согласно Царскому повелению разобрали ветхую церковь во имя Преподобнаго, где находилась и гробница, поставленная надъ его теломъ. Въ то время совершилось страшное и достойное удивления чудо, побуждающее къ большому познанию Угодника Божия. Сами небеса торжественно возвещали о дивномъ событии долженствующемъ вскоре совершиться на земле. Апреля 15 числа, въ Четвергъ на Вербной неделе, около вечера, во время работъ, какъ разсказываетъ описатель жития Преподобнаго, вдругъ сделался необыкновенный громъ и молния. Молния падала на землю и не исчезала вдругъ, какъ это обыкновенно бываетъ, а падала на землю и осиявала на долгое время. Въ Пятницу явление это повторилось, въ Субботу 17 Апреля, когда копали ровъ, для восточной стороны церкви, на правой стороне обрели гробъ. Земля надъ нимъ стояла, въ виде пещеры, ничемъ не поддерживаемая. Когда сказали о семъ игумену, совершавшему въ то время Божественную литургию, онъ по окончании оной, собравъ всю братию, пошёлъ осмотреть гробъ. Лишь только открыли верхнюю крышку гроба, вдругъ разлилось по воздуху благоухание; одежды на лежащемъ во гробе, мантия и схима, были целы, тутъ же былъ деревянный посохъ. Тело оказалось неистлевшимъ и из-подъ аналава видна была часть бороды. Все присутствовавшие исполнились страха и благоговения. Это были мощи Преподобнаго Александра. Игуменъ тотчасъ же велелъ сделать новый гробъ и по переложении въ него Святыхъ мощей, перенёсъ оныя въ храмъ Святаго Николая, въ отходной пустыне. Вследъ затемъ игуменъ послалъ монаховъ съ донесениемъ объ этомъ событии митрополиту Новгородскому Афонию. Митрополитъ, въ свою очередь, донёсъ объ этомъ Царю Михаилу Фёдоровичу. Повелено было мощи освидетельствовать. 30-го августа вышеупомянутымъ митрополитомъ было совершено освидетельствование и торжественное открытие Св. мощей Преподобнаго Александра. А въ 1644 году декабря 4-го дня Святыя мощи переложены въ драгоценную раку, пожертвованную Благочестивейшимъ Государемъ Михаиломъ Фёдоровичемъ. Итакъ, со дня обретения, почивающия в обители на открытии Св. мощи Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Александра, игумена Свирскаго Чудотворца, служатъ даже и до сего дня источникомъ различныхъ исцелений всемъ с верою притекающимъ ко Святому и Цельбоносному гробу его. Обитель же Свирская, имея въ себе такое драгоценное сокровище при своёмъ высокомъ религиозно-нравственномъ авторитете и строгомъ исполнении Церковныхъ уставовъ и постановлений вотъ уже много летъ какъ освещаетъ весь Северный край нашего отечества яркимъ светомъ веры, благочестия и подвижничества.» (составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии). Таинственная духовная связь существовала между угодником Божиим и русскими самодержцами. «Молитвенником за царей» назван прп. Александр в древних Летописях. Можно с достоверностью утверждать, что в русской истории не было ни одного царя, который бы ни почтил «Всея России дивнаго чудотворца». Иван Грозный, одержав победу над казанскими татарами, и, построив в честь этого храм Покрова Божией Матери, в народе именуемым храмом Василия Блаженного, северо-западный предел посвятил прп. Александру Свирскому. Долгое время в царском Успенском храме Кремля среди фресковых росписей висела всего лишь одна икона – это был уникальный образ прп. Александра Свирского с подробнейшим Житием, изображённым в клеймах. «Присутствовал» прп. Александр и ещё в одном месте сердца земли русской – на Красной площади – в соборе Казанской иконы Божией Матери была частичка святых мощей прп. Александра. Михаил Фёдорович Романов, в царствование которого произошло обретение мощей преподобного, делал богатые вклады в монастырь, в том числе серебряную вызолоченную раку для мощей. Пётр Первый дважды останавливался на несколько дней в монастыре, чтобы попросить молитвенной помощи у мощей преподобного. В 1703 году, основав Санкт-Петербург, первое монастырское подворье в 1715 году он посвящает прп. Александру Свирскому. Екатерина Вторая вкладывала средства в реставрацию монастырских храмов. Государи, правившие в России в XIX столетии, так же посещали монастырь, либо посылали щедрые дары. В престольные праздники в обители собиралось до сорока тысяч богомольцев – такой известностью пользовался монастырь в народе.

Второе обретение мощей святого прп. Александра Свирского.

Власть большевиков установилась на Севере (в Петрозаводске, Олонце, Лодейном Поле) 5 января 1918 года, до этого власть была в руках меньшевиков и эсеров. Неслучайно после захвата власти в стране безбожниками первыми были поруганы и пленены именно мощи прп. Александра. 6 января представители большевистской власти были уже у мощей прп. Александра Свирского. Спрашивается, какая сила привела их к святыне уже в первый день их правления на Святой Руси? Для верующего человека ответ прост – злым планам «извергов рода человеческого» мешала Божья Сила, являемая в нетленных мощах, они ненавидели святыни, стремились сокрушить их. Шесть раз большевики подходили к мощам святого прп. Александра Свирского и только на шестой вывезли из монастыря – видно сковывал их благоговейный страх перед святыней, трудно было вершителям зла переступить через него – «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:20). Убрав эту трудноодолимую преграду, большевики и объявили начало «кампании по ликвидации мощей», которая происходила с 1919 по 1922 г. Об одном из неудачных для большевиков приходов в обитель в марте 1918 года имеется сообщение в документах управляющего делами Совета Народных Комиссаров В.Бонч-Бруевича – этот видный в то время политический деятель впоследствии возглавил музей религии и атеизма в Ленинграде. Из сообщения: «в монастыре возбуждённая до дикого фанатизма реакционной агитацией монахов, разъярённая толпа, демонстративно устроившая крестный ход, избиение представителей Лодейнопольского уездного исполкома, делегированных в монастырь для учёта имущества». Далее сообщается, что комиссия и пять красноармейцев их сопровождавших, могла подвергнуться грубому самосуду, поэтому убралась, «дабы избежать жестокой расправы» (ГМИР. ф. 2. ОП4. Д152). Позже в документах Олонецкого Губчека на одном из заседаний принимается решение, согласно которому представителям властей необходимо вести себя так, чтобы не раздражать людей и избегать ненужных кровопролитий. При монастыре действовал «Союз охраны церквей и часовен». Для расследования деятельности этого Союза в апреле 1918 года был послан отряд из 50 человек, в задачу которого входил арест «главарей Союза» (ЦГФ РК, ф. 317, оп. 4, д. 1-1, л. 17). Настоятель монастыря архимандрит Евгений был арестован 30 сентября 1918 года не в монастыре, как часто значится в различных недокументированных рассказах о революционной истории монастыря, а в Олонецком ЧК, куда он был вызван повесткой 29 сентября 1918 г. Вместе с ним был арестован казначей монастыря иеромонах Варсонофий и иеромонах Исайя. Они вышли из монастыря, ещё не зная, что больше в него не вернутся. В олонецкой тюрьме в ночь с 29 на 30 октября 1918 года, как это мы узнали из архивных документов, они были расстреляны. Ситуация в стране и в Олонецком крае в это время для большевиков становилась всё более трудной, поэтому судьбу мощей святого Александра нужно было решать скорее. Экономическое и военное положение края было угрожающим. Зимние месяцы 1919 года: наступление белых на подступах к Петрозаводску и Олонцу, на Мурманской железной дороге перебои с перевозкой продуктов, топлива, голод, нестроения в рядах руководящей партии большевиков. Судьба мощей прп. Александра находилась под пристальным наблюдением Зиновьева. В архиве имеется телеграмма, посланная Зиновьеву: «Просим принять решительные меры к высылке комиссии по александросвирскому вопросу, согласно поданного заявления тов. Элинсона, председателя Комитета коммунистов из Лодейного Поля». 19.12.1918 года на Президиуме Исполкома северной области, где присутствовали тт. Зиновьев, Равич, Копяткевич, Костина было принято постановление «О посылке комиссии в Александро-Свирский монастырь для исследования мощей». Постановили: «Комиссариату Здравоохранения создать врачебную комиссию со специалистом химиком для исследования мощей». После того, как комиссией было выяснено, что мощи – это не «восковая кукла» и не «скелет в тапочках», а подлинная нетленная святая плоть, большевики начали кампанию по сокрытию мощей.

Что же было с мощами преподобного дальше? Наш поиск мощей преподобного был основан на вере в то, что мощи святого, лицезревшего Святую Троицу, не могли быть уничтожены никакими адскими силами, на вере в то, что они находятся под особым покровительством Господа. Поиск начался с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА. Для того, чтобы выяснить, где находятся мощи, пришлось потрудиться во многих архивах Санкт-Петербурга и Москвы, тщательно были проверены описи фондов петербургских музеев и их архивы. Прежде всего была рассеяна легенда о пребывании мощей в Казанском или в Исаакиевском соборах, ставших после революции музеями. При проведении архивного поиска мощей св. прп. Александра Свирского установлено, что основная часть документов в ходе кампании по ликвидации, фальсификации и дискредитации мощей святых была утрачена или намерено уничтожена. Сохранившаяся часть однозначно свидетельствует о том, что мощи прп. Александра были изъяты из монастыря 20 декабря 1918 года и перевезены для исследования в Лодейное Поле. Далее обнаруженные материалы косвенно подтверждают отправку мощей в Петроград в 1919 году для большей надёжности сокрытия. При этом было инсценировано уничтожение лжемощей при свидетелях, специально для того, чтобы поползли слухи. Слухи эти докатились и до нашего времени. Так или иначе, но результаты архивных поисков, которые проводили насельницы Покров-Тервенического монастыря привели их участников в декабре 1997 года в стены Военно-Медицинской Академии. После этого начались долгие месяцы проведения освидетельствования, которое должно было выяснить является ли обнаруженный «анатомический препарат» честными мощами отца нашего прп. Александра Чудотворца. Итак, тело прп. Александра – что бывает крайне редко и с великими святыми – было полностью неистлевшим. Особенно поражало нетление лица святого. То, что у обычного человека подвергается тлению в первую очередь – мягкие ткани губ, носа и ушей – всё нетронуто тлением. Преподобный Александр послал уверение своим почитателям, что они не обманулись в поисках, ещё до окончания работы экспертов. Когда было получено разрешение на то, чтобы отслужить молебен в здании СМЭС, где находились в то время святые мощи, и молебствие было совершено, то все присутствовавшие пережили великое потрясение. Мощи начали обильно мvроточить. Преподобный как будто отвечал: «Я вас слышу. Это – я»… 30 июля 1998 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА святыня была открыта для поклонения верующим.


Hosted by uCoz